11. Комплексное обследование детей с дизартрией
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи вызванное недостаточной иннервацией артикуляционного аппарата. В настоящее время разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее частым проявлением является наличие псевдобульбарного синдрома: слабость крика или его отсутствие, нарушение сосания, глотания, отсутствие или слабость врожденных рефлексов. Крик долгое время остается тихим, плохо модулированным, иногда с нозальностью. Дыхание поверхностное, часто учащенное и аритмичное. Наблюдается ассиметрия лица. Крик не интонирован, звуки лепета и гуления однообразны. Симптомы: стойкие дефекты звукопроизношения, недостаточность произвольных артикуляц движений, голосовых реакций, неправильное положения языка в полости рта, гиперкинезы, нарушения голоса и дыхания, ЗРР. Критерии диагностики: наличие слабо выраженных, но специфичных артикуляц нарушений в виде: ограниченность объема тонких движений; наличие синкенезий; замедленный темп арт движений; трудность удержания позы; трудность переключения; стойкость нарушенных звуков и трудность автоматизации; нарушение просодики. Проба 1.Ребёнка просят открыть рот, высунуть язык вперёд на максимальное расстояние и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (шариковой ручкой, кончиком карандаша). Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонения языка в эту же сторону.
Проба 2.Ребёнка просят выполнить артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких, дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Диагноз ставится совместно с детским врачом (невропатологом, психоневрологом). Логопедическая коррекция дизартрии проводится на медикаментозном фоне (лечебные препараты выписывает врач).
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.