logo search
муз обр ДОУ ВКРы

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка "Веселый оркестр"

Дурова Татьяна Геннадьевна, Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа”.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

В разных видах деятельности:

Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселый оркестр”.

В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”.

Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.

Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.

Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:

  1. Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке

  2. Привить навыки игры на музыкальных инструментах

  3. Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.

  4. Овладевать простейшими элементами музыкального языка.

  5. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления

  6. Развивать навыки общения и сотрудничества.

Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы:

  1. Пение

  2. Игра на детских музыкальных инструментах

  3. Речевые упражнения и движения

Цели:

  1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.

  2. Развивать музыкальные способности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

  1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

  2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

  3. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

  4. Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул

  5. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.

  6. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.

  7. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

Развивающие:

  1. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.

  2. Развивать чувство ритма и ручной праксис.

  3. Развивать у детей чувство уверенности в себе.

  4. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные:

  1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

  2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Мною разработан перспективно-тематический план работы кружка “Веселый оркестр”.

таблица

«Звездная сказка»

тематическое занятие для детей подготовительной группы Дети заходят в зал. Приветствие.

Музыкальный руководитель:Сегодня я хочу пригласить вас в звездную сказку.

Полночь бьет и в сердце трепет:

В этот вещий час духи светлые незримо

Окружают нас.

Вьются легким хороводом, в очи нам глядят.

«С Новым годом, с Новым годом!» - тихо говорят.

Я не случайно вспомнила про Новый год. В новогоднюю ночь происходят самые удивительные чудеса, и эта ночь поможет нам попасть в звездную сказку.