logo search
о науке

5. Социометрические методы исследования.

Социометрические методы основаны на опросе какой-либо группы с целью установить социально-психологические взаимоотношения в ней. Для этого с помощью косвенных вопросов выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, кто — наименьшим уважением и авторитетом.

Задача социометрической шкалы — представить в виде определенного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим.

Для этого выявляют, кто кому наиболее симпатичен или не симпатичен. Чтобы выявить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т.п. Обычно даются три выбора: первый — наиболее предпочтительный, второй — если окажется невозможным первый, третий — если нельзя удовлетворить два первых выбора. В этом случае каждый участник опроса в верхней части листочка пишет свою фамилию, а ниже (в порядке убывания предпочтений) — фамилии тех, кого он выбрал.

При обработке первый выбор получает 3 балла, второй — 2 и третий — I балл. На основании сделанных респондентами выборов составляется матрица выборов (табл. 7), в которой по строч-

Таблица 7

Матрица выборов

№п/п

Кто выбрал

Кого выбрал

1

2

3

4

5

6

1

Махмудов

3

1

2

2

Сергеев

2

3

Иванов

1

3

4

Петров

3

2

5

Эльдаров

1

2

3

И т. д.

Сумма предпочтений

6

7

2

1

4

8

Социометрический статус

0,33

0,38

0,11

0,06

0,22

0,44

Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимные выборы.

Рис. 1. Пример сопрограммы'

кам вписывают фамилии (или шифры) опрошенных, а в колонках — номера, под которыми записаны эти фамилии. В каждой строчке проставляют предпочтения в выборе. При этом взаимные выборы выделяют (контрастным цветом, обводят в кружок и т.д. — в таблице они отмечены полужирным шрифтом). В качестве примера приведены пары Махмудов —Сергеев, Махмудов —Эльдаров. В двух нижних строчках подсчитывают абсолютную сумму предпочтений и социометрический статус (иногда его называют индексом популярности), который высчитывается по формуле S = R/3(N - 1), где R — количество баллов, R/3 —рейтинг, N — количество опрошенных.

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 1), она представляет собой концентрические окружности (или прямоугольники), в которые помещают номера опрошенных. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек — кружочками. В центральный круг помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, односторонний — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).

Иной вариант — выборы по разным параметрам. В этом случае предлагается выбрать по каждому параметру одного наиболее предпочитаемого человека, а общее количество выборов суммируется. При этом есть возможность вычислить индекс популярности каждого человека в группе по разным параметрам. (Рейтинг в этом случае равен количеству выборов членов группы.)

Бланк социометрического опроса заполняет каждый участник, а экспериментатор объединяет данные в сводную таблицу (табл. 8). Для подсчета общего социометрического статуса рейтинг следует высчитывать путем деления суммы выборов на 5 (количество параметров выбора).

Достоинства социометрического метода:

  1. дает представление о структуре взаимоотношений внутри группы и положении каждого члена группы в этой системе;

Таблица 8 Сводная таблица социометрического опроса

Вопросы

Фамилии

Кого бы ты предложил назначить командиром группы?

6

7

1

1

8

С кем бы ты хотел веселиться?

8

2

1

14

С кем бы ты хотел выполнять трудовое поручение?

8

4

7

6

С кем бы ты хотел выполнять домашнее задание?

6

1

12

К кому бы ты обратился за советом в трудной жизненной ситуации?

3

9

10

Общее количество выборов

31

11

19

1

2

50

Общий социометрический статус

6,2

2,2

3,8

0,2

0,4

10

2) позволяет сравнить отношение к одному и тому же члену группы со стороны различных группировок или по разным основаниям;

3) помогает предположить лидеров и «звезд» в обследуемой группе

4) при повторном проведении показывает динамику отношений внутри обследуемой группы.

Ограничения в использовании социометрического метода:

1) применяется в группах численностью от 20 до 40 человек;

2) не позволяет выявить истинные причины сложившихся взаимоотношений и перспективы их изменения;

3) результаты во многом зависят от событий, происшедших накануне опроса, от формулировки вопроса, от отношения опрашиваемых к исследователю и т.п.