logo search
Экзам

20. Педагогические идеи русских просветителей во второй половине 18 века (Бицкой, Янкович-де-Мириево и др)

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей. И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.

С именем  Н . И .  Новикова  связывается привнесение в русскую педагогику ряда образующих ее самое как культурно-исторический феномен идей. К их числу относятся идея понимания человека как самоценной этичной в своей основе целостной духовности  и  идея следования в воспитании принципу сбережения  и  развития в человеке человеческого — наклонности к «познанию истины  и  добра» (2, с.293)  и  следования им в своей жизни. Развернем суждения ученого в связи с обозначенными феноменами. Предметом  и  целью педагогики в России ученый видит «образова<ние> детей счастливыми людьми  и  полезными гражданами» (2, 295). Второе, по мнению  Н . И . Новикова , всецело связано, определяется первым. Человек достоин своего счастья,  и государство, ища его как гражданина, обязано помочь ему стать счастливым. Такова главная педагогическая  интуиция ученого.

Педагогические взгляды А. Н. Радищева отражают сильные и слабые стороны его материализма и революционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека как материальное существо — часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека, Радищев говорил: «Мы не унижаем человека, находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам .» Он указывал на связь между физическим и умственным развитием человека; по его словам, «развержение сил умственных в человеке следует во всем силам телесным».

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».