Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «зеркале инноваций»1
Трудности, возникающие в процессе адаптации воспитателей к изменениям в новой ситуации, относятся к числу наиболее существенных источников развития профессиональных конфликтов. Это остро ощущается при проведении системных преобразований в организационной структуре образовательных заведений в условиях внешней нестабильности, характерных для социально-экономической обстановки в нашей стране в течение последних десятилетий.
Сопротивление нововведениям и усугубление негативных переживаний профессионального стресса, проявляющихся в снижении продуктивности деятельности, ухудшении состояния здоровья и развитии профессионально-личностных деформаций у воспитателей, включенных в инновационный процесс, могут существенно снижать эффективность проведения реформ в целом. Напротив, инновационная готовность воспитателей, их включенность и активное функционирование в ходе внедрения новшеств в значительной степени определяют силу их позитивного воздействия.
Необходимость специальных интеллектуальных усилий при актуализации «инновационной восприимчивости», при разработке инноваций и включенности в реализацию нововведений делает профессиональную работу воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях более трудной, чем в условиях ее традиционной регуляции.
Самореализация воспитателей в процессе инновационной деятельности обеспечивает переосмысление тех возможностей и ограничений для реализации своих стратегических жизненных целей, ценностей, идеалов, которые содержит образовательная среда. Это – самоутверждение в определенной социально-ролевой среде, связанное с получением определенного социального статуса и доступа к ресурсам социальной поддержки; самообразование через приобщение к информационному пространству профессиональной культуры, ее идеальных норм – содержаний и значений, опосредствующих смыслы бытия, самовыражение в личностной истории посредством создания личностно-обусловленной внутренней и внешней среды своего существования - демонстрации своих оригинальных качеств, способностей, определения круга общения, структурирования личного времени и пр.
Целью нашего исследования явилось изучение отношения и самоотношения воспитателей к инновациям, субъективных и объективных трудностей в процессе внедрения образовательных новшеств. В исследовании принимали участие 35 воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Москвы и Московской области.
В процессе анализа результатов анкетирования воспитателей было выявлено в целом положительное отношение к новым стандартам образования (76%). 24% воспитателей выразили свое недоверие, непонимание вводимых новшеств, отметив, что к ним они относятся с осторожностью. Отмечая трудности при введении образовательных новшеств, большинство из них выразили желание в освоении новых образовательных технологий и получения знаний по актуальным направлениям педагогической инноватики (56%). Среди образовательных запросов воспитателей можно выделить следующие: Монтессори-педагогика, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Менее востребованными оказались технологии экологического воспитания, игровой деятельности, обучения чтению, письму и счету, что может быть показателем их освоенности или установкой, что в данные технологии невозможно привнести что-либо новое.
Основными причинами введения новшеств в дошкольные образовательные учреждения, по мнению воспитателей, являются: стремление «идти в ногу со временем» (28 %), обеспечение доступности обучения (24 %); интерес к новым знаниям и образовательным технологиям, включая интернет (28 %); воспитание человека «знающего и понимающего этот мир» (8%); финансовая сторона (4%); «чтобы не быть неудачником» (4%); совершенствование профессионального уровня (8%); затрудняются ответить – 4 %.
Структура деятельности воспитателя и ее содержание не остается неизменной на всем протяжении профессионального пути, они изменяются с личностным ростом специалиста, который находит в ней все новые грани, все новый смысл, новые формы, в рамках все той же профессии. В противном случае через определенный промежуток времени либо значимая деятельность будет находиться вне рамок профессиональной деятельности, либо произойдет регресс личности и деструкция деятельности, либо появятся различные формы психических и психосоматических расстройств и защитные механизмы. Многие воспитатели отмечают, что им нравится участвовать в инновационной деятельности (40%), т.к. повышается профессиональный уровень, обогащается педагогический опыт, появляется желание что-то менять в своей работе, интерес к новым технологиям, включается механизм самоактуализации и внутренних ресурсов развития. Однако 36 % воспитателей не хотят никаких изменений. 24% актуализируют проблемы в понимании смысла новшеств, отрицают все новое, утверждая, «новое – это хорошо забытое старое».
При изучении идентичности воспитателей по методике «Кто Я» Мак Куна было выявлено, что наиболее значимыми социальными ролями оказались: женщина, мать, жена, воспитатель, человек, личность, педагог, организатор. Среди личностных качеств наиболее предпочитаемыми у воспитателей явились: трудолюбие, доброта, красота, любовь к детям, требовательность, честность, артистизм, уступчивость, добросовестность, терпеливость, сдержанность, общительность, исполнительность, надежность, верность, эмпатичность, щедрость, ласковость, жизнерадостность, отзывчивость, ум.
Мы опираемся при решении задач становления личности в профессии на движение от личности к деятельности, что позволяет не нивелировать личностные особенности, не подгонять их под параметры профессионально важных качеств, а, наоборот, использовать их для более полного развития личности в процессе освоения инновационной деятельности. При данном подходе идет ориентация не столько на наличные, актуальные, сколько на потенциальные возможности воспитателя. В исследовании мы предлагали воспитателям оценить следующую ситуацию: «В образовательных учреждениях вводится новая инновационная программа. Участвовать в ней может только один человек. И этот человек Вы. Как Вы думаете, почему именно Вам предложили участвовать в разработке и внедрении инновационных программ?» Данная ситуация актуализировала потенциальные возможности и личностные качества воспитателей, таких как: доверие (16%), новаторство (12%), профессионализм (36%), креативность (12%), ответственность, добросовестность, позитивное отношение к коллегам и новшествам (4%). Между тем, анализ данной ситуации показал, что 20% испытуемых не осознают свои возможности, объясняя это нежеланием участвовать в инновационных программах, незнанием своих возможностей и переадресацией ответственности за принятие решений на администрацию («руководству виднее»).
Психологическая готовность к использованию инноваций зависит от личностных свойств воспитателей, от инновативности как установки на принятие нового, творческих способностей, уровня развития рефлексии, личностной активности. В профессиональной деятельности у воспитателей формируется определенный опыт создания и использования новшеств. Однако нельзя утверждать, что готовность к инновационной деятельности полностью сформирована у воспитателей, поскольку многие из них еще не являются «регулярными», активными ее участниками. Некоторые из них, оценивая свои возможности участия в новых образовательных стандартах, отмечали, что у них нет опыта, недоверие к новшествам, настороженность со стороны родителей, внедрение новшеств требует большого количества времени, категорически против («не соглашусь участвовать в инновационной программе, потому что все новое – это хорошо забытое старое»), «буду участвовать, если заставит администрация».
Важным показателем психологической готовности к инновациям является умение работать в команде. На вопрос о том, к кому бы обратились воспитатели за помощью при совместной разработке инновационного проекта, 28% из них отметили методиста дошкольного образовательного учреждения, 20% - коллег и администрацию, 12 % - более опытных воспитателей. Однако 40% воспитателей предпочитают работать одни. Это связано не только с неумением и нежеланием работать вместе с коллегами, но и с таким явлением как: закрытие своего опыта работы, нежелание делиться с другими своими методическими находками, инновационными технологиями, объясняя это интеллектуальной собственностью, которая приносит им дополнительную прибавку к заработной плате. Учитывая, что система аттестации педагогов основана на учете индивидуальных достижений воспитателей, эта тенденция в образовании будет усиливаться, что приведет к сложностям формирования педагогического коллектива и проблемам создания команды проектировщиков инноваций.
В этой связи возникает вопрос о том, где будут искать воспитатели образовательные новшества, если ценность совместной деятельности с другими отрицается. Закономерно, что 60% из них считают, что основным источником инноваций является интернет, а 40% - книги и педагогические журналы. Это определяет и специфику методической работы с воспитателями, ее ориентацию на дистанционные формы обучения.
Показательны суждения педагогов о результатах внедрения новшеств в образовании. На вопрос о том, что изменится в вашей деятельности в ходе внедрения новшеств, 24 % отмечают изменения в результатах обучения детей. 32 % направлены на изменение себя как профессионала и как творца собственной деятельности. 12% отмечают, что внедрение новшеств способствует увеличению заработной платы. Остальные респонденты, дали разнообразные ответы, в том числе: «придется уйти, если будут какие-либо изменения», «ничего не изменится».
- Л.С. Подымова
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики .. 6
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя ……………………………………………………………………30
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности ………………………………….. 83
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности ……………………………………….190
- Введение
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики
- Предпосылки развития психолого-педагогической инноватики
- Развитие научных представлений о природе и детерминации инновационных процессов
- 1.3.Основные понятия психолого-педагогической инноватики
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя
- 2.1. Структура инновационной деятельности учителя
- Инновационная деятельность как социально-психологический феномен
- 2.3. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности
- Психологическая готовность личности к восприятию новшеств
- 3.2. Образ и смысл инновационной деятельности в образовании
- Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «зеркале инноваций»1
- 3.4. Эмпирическое исследование условий формирования толерантного сознания педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.5.Особенности стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.6. Ресурсный подход в психологическом сопровождении инновационной деятельности: сущность и содержание
- 2. Особенности психологических затруднений в профессиональной деятельности
- Динамика развития барьеров в педагогической деятельности (в баллах)
- 3. Стратегии и механизмы ресурсного подхода в психологическом сопровождении инновационной деятельности
- 3.7. Инновационно-рефлексивный практикум как метод формирования готовности личности к инновационной деятельности
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.8. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов – будущих психологов образования
- Содержание формирующего этапа
- Динамика средних показателей выраженности компонентов инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента
- Показатели положительных сдвигов в компонентах инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах (g-критерий знаков)
- Заключение
- Список литературы