logo search
Лекция 5 н

Сознательные методы обучения

Главный дидактический принцип данных методов - принцип сознательности, базирующийся на признании ведущей роли мышления в ходе овладения языком, который противопоставляется принципу интуитивности, определяющему содержание прямых методов.

Признаки сознательных методов:

Сознательные методы обучения:

I. Грамматико-переводный метод получил широкое распространение в XVIII—XIX вв. и сохра­нил ведущую роль вплоть до начала Первой мировой войны, когда он уступил место прямому и натуральному методам.

Основные принципы грамматико-переводный метода.

1. В основу обучения должна быть положена письменная речь, так как только она отражает подлинный язык.

2. Главным объектом обучения является грамматика, овладение ко­торой дает представление о системе языка.

3. В качестве ведущего способа обучения рассматривается дедукция: сначала учащиеся должны заучить слова и грамматические правила, а за­тем на их основе научиться конструированию предложений.

4. Основным приемом раскрытия значения лексических единиц и грамматических форм является дословный перевод, а способом его со­хранения в памяти — заучивание наизусть.

5. Занятия проводятся на материале учебных и оригинальных тек­стов, а рецептивное владение языком рассматривается в качестве глав­ной задачи обучения.

Обучение по грамматико-переводному методу давало хорошее зна­ние системы языка и владение переводческими умениями, но не обеспе­чивало в достаточной мере практическое пользование языком в различ­ных ситуациях общения.

II. Сознательно-практический метод - ведущий метод обучения в усло­виях предвузовской и вузовской подготовки иностранных студентов и изучающих иностранные языки в высшей школе.

Обоснование лингвистических основ метода:

Основные положения метода:

В современной методике получил признание уровневый подход к ов­ладению языком, в соответствии с которым определяются сертификаци­онные уровни владения языком, соответствующие требованиям Государственного об­разовательного стандарта, и определяется языковое и речевое содержа­ние каждого уровня.

Концепция сознательно-практический метода реализована в большом числе учебников и учеб­ных пособий и сохраняет позиции ведущего метода при установке на практическое овладение языком через осознание его структуры. Его сле­дует считать оптимальным методом обучения на занятиях со студента­ми-филологами, для которых иностранный язык является не только сред­ством общения, но и средством профессиональной деятельности.

III. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностран­ным языкам предусматривает в ходе обучения осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применения в речевой дея­тельности, а также опору на родной язык для более глубокого понимания как изучаемого, так и родного языка.

В преподавании РКИ концепция метода наиболее по­следовательно реализована в учебниках и учебных пособиях, ориентированных на родной язык учащихся и те трудности, которые у них возникают при изучении русского языка (например, Корректировочные курсы рус­ского языка..., 1980—1981).

IV. Репродуктивно-креативный (от лат. creatio — созидание) метод базируется на следующих положениях:

Метод был разработан в Польше в 90-е годы XX в. и впервые апробирован при обучении русскому языку студентов-филологов в Краковской высшей педагогической школе.

Обучение по этому методу (его другое название — текстуально-когнитивный) направлено на формирование ком­муникативной компетенции с опорой на письменный текст как основной источник речевой деятельности.