logo search
05

Профессионального компонента рабочего учебного плана по специальности 3-70 02 54 «Отделочные строительные работы», в %

Исходная информация. Структурирование содержания учебной информации по дисциплине предполагает определение его логической структуры как системы внутренних связей между понятиями, входящими в данную часть учебного материала. Различают глобальные и локальные структуры. Глобальные структуры определяют взаимосвязи между понятиями отраслей знаний, дисциплин. Такие структуры преподаватель разрабатывает на этапе перспективной подготовки к занятиям. Локальные структуры определяют систему внутренних связей между понятиями, входящими в относительно небольшие фрагменты содержания учебного материала.

Построение структурно-логических схем представляет собой один из приемов отбора и систематизации учебного материала, реализующий принципы научности, систематичности и последовательности обучения, доступности и наглядности.

Важно построение модели, отражающей последовательность, подчиненность и соподчиненность изучаемых понятий. Наиболее приемлемый способ моделирования логической структуры учебного материала – это изображение ее в виде графа.

Граф – это система отрезков, соединяющих заданные точки, которые называются вершинами. При построении модели логической структуры учебного материала в вершины графа помещаются понятия или суждения заданного фрагмента учебного материала. Отрезки, соединяющие вершины, называются ребрами. На графе их показывают в виде векторов, выражающих связи между понятиями и последовательность их введения в учебный процесс. Подобное изображение логической структуры учебного материала называется структурно-логической схемой (СЛС).

При создании СЛС необходимо соблюдать следующие правила: в каждую вершину графа следует помещать лишь одно понятие; ребра, соединяющие вершины, не должны пересекаться; отношения подчинения между понятиями указываются направлением стрелки на ребре графа; равнозначные вершины графа, содержащие соподчиненные понятия, следует располагать на одной линии, подчиненные опускают на ступень ниже.

Характеристики структурно-логических схем следующие: число вершин, ребер и замкнутых контуров, ранг структурной схемы, средняя степень ее сложности. Под рангом схемы понимают число ребер, связывающих последнюю вершину графа с наиболее удаленной от нее. Средняя степень сложности структурно-логической схемы определяется

р = 2т / п,

где т – число ребер-связей, п – число вершин-понятий.

Чем больше величина указанных показателей структурно-логической схемы, тем она сложнее и тем больше требуется времени для усвоения учащимися данного материала.

Построение структурно-логической схемы начинается с выделения и анализа сущности понятий учебного материала. Среди них могут быть новые и уже известные. Усваиваемые понятия могут быть основными (опорными) и вспомогательными, раскрывающими или детализирующими основные.

В качестве примера на рисунке 1.2 представлена структурно-логическая схема по теме «Правила укладки и уплотнения бетонной смеси при бетонировании различных конструкций».

Рисунок 1.2 – Структурно-логическая схема по теме «Правила укладки