logo search
Воробьева итог

Введение

Модернизация российского образования в качестве ключевых компетенций выпускника современной школы предполагает такие личностные особенности как способность к принятию решений, рефлексии, гибкость и оригинальность мышления, самостоятельность и активность, творческий подход к делу, умение работать в группе.

В связи с этими требованиями одной из основных задач современного обучения является развитие познавательной активности и творческого мышления школьников. Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда обучающиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.

В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизации процесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении естественнонаучным дисциплинам традиционных методических средств в комплексе с игровыми методами обучения [24].

Исследованием педагогических проблем активизации познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев [27]; А.К. Маркова [29] и другие, разработкой методических приемов активизации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм и методов обучения на уроках биологии занимались Г.С. Калинова А.Н. Мягкова [19], Кавтарадзе Д.Н. [18] и другие.

В современной школе все большее значение приобретают формы и методы обучения, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности [5].

В настоящее время практически каждый учитель биологии применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

В целом, резюмируя материал использованных источников по нашей проблеме, следует отметить, что в них недостаточно обобщенны сведения по по вопросу использования игровых методов обучения на уроках биологии на средней ступени обучения. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашей дипломной работы «Использование игровых методов обучения на уроках биологии».

Цель исследования: определить эффективность использования игровых методов обучения на уроках биологии в шестом классе.

Объект исследования – уроки биологии в 6-ых классах в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования – игровые методы обучения на уроках биологии.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что применение на уроках биологии игровых методов обучения будет способствовать развитию познавательной учебной мотивации и повышению уровня знаний учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования игровых методов обучения на уроках биологии.

2. Разработать и применить на практике методические материалы по использованию игровых методов обучения на уроках биологии.

3. Экспериментально проверить влияние игровых методов обучения на успеваемость учащихся по биологии и на развитие познавательной учебной мотивации.

4. Проанализировать результаты педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, школьной документации, изучение, обобщение и использование педагогического опыта; анкетирование, педагогический эксперимент.

Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключаются в разработке методических материалов по использованию игровых методов обучения для проведения уроков биологии по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения» и материалов для контроля знаний шестиклассников, апробации этих методических материалов в процессе обучения биологии в шестом классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Кемерово.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Кемерово.

Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.