logo search
monografia_MPGU-05_03_121

3.2. Образ и смысл инновационной деятельности в образовании

Основными признаками инновационого образования являются:

- готовность личности к быстро наступающим переменам в обществе,

- готовность к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству,

- способность к предвосхищению на основе стремления к переоценке ценностей, «сохраняя те из них, которые обладают непреходящей значимостью, и отказ от тех, которые устарели»,

- способность к сотрудничеству с другими людьми, к совместным действиям в новых ситуациях.

Инновационное обучение изменяет, преж­де всего, личностную позицию педагога, стиль управления и смыслы организации учебно-воспитательного процесса; требует аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления педагога, помогающего строить картину учебной ситуации в динамике всех ее переменных; предполагает диалогический стиль коммуникативной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направ­ленных на совместную продуктивную и творческую деятель­ность [23].

В этой связи успешность принятия и реализации инновационной деятельности во многом определяется прогнозированием, созданием образа личности педагога-новатора. Понятие «образа» является категорией междисциплинарной, входящей в терминологический аппарат самых разных наук и приобретающей в связи с этим специфическое звучание [23].

На наш взгляд, образ учителя занимает совершенно особое место среди образов других профессионалов. Это обусловлено той специфической ролью, которую учитель выполняет в обществе и особыми условиями, в которых протекает его профессиональная деятельность. Так, именно учителю обществом доверена важнейшая миссия обучения и воспитания подрастающего поколения, передачи ему накопленного веками опыта, культурных традиций и духовно-нравственных ценностей. А это означает, что и требования, предъявляемые к учителю, как со стороны государства, так и со стороны общественного мнения, очень высоки. Важно заметить, что эти требования действуют не только в рамках непосредственного выполнения профессиональных обязанностей, но и распространяются за ее пределы. Это связано с тем, что деятельность учителя осуществляется в длительном и непосредственном контакте с самыми различными социальными категориями общества, прежде всего, с учениками и их родителями. В результате, общественное мнение как бы оказывается постоянным «контролером» всего образа жизни учителя. Учитель, в свою очередь, стремится соответствовать своему статусу и своей роли не только при выполнении профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Таким образом, вряд ли можно назвать еще какую бы то ни было профессию, где бы профессионал оценивался так же критично и пристрастно не только внутри институциональных структур, но и за их пределами.

Это в большей степени относится и к педагогу-новатору, который своим профессионализмом, индивидуальностью и особой миссией отличается от других категорий педагогов.

Актуальность исследования такого явления как «образ педагога-новатора» может быть объяснено рядом причин. С одной стороны, усложнение педагогической профессии в современных условиях предопределило внимание учительства к инновационной деятельности. С другой стороны, актуализация «образа педагога-новатора» играет важную роль в процессе развития профессиональной культуры и профессионального становления личности. «Образ учителя», сложившийся в коллективном сознании несет в себе информацию об отношении в обществе к той или иной профессии, отражает исторические изменения при его формировании, а на индивидуальном уровне влияет на профессиональный выбор через соотнесение и идентификацию себя с этим «образом».

Образ педагога-новатора в представлениях студентов – будущих преподавателей иностранного языка отражает типичное и особенное в профессии преподавателя. Исследование было проведено с участием 140 студентов факультета иностранных языков Международного гуманитарного лингвистического института.

Для изучения представлений студентов им предлагалось описать педагога-новатора. Для этого им давалась следующая инструкция: «В своей жизни Вы встречали множество людей с разными характерами, интересами, пристрастиями. Сейчас представьте себе одного из таких людей – преподавателя, работающего по инновационным программам и внедряющего новое содержание или новые методы обучения и воспитания в образовательные учреждения, для которого актуальна потреб­ность в самореализации. Опишите этого человека».

В результате анализа протоколов было выделено 114 высказыва­ний или дескрипторов, которые методом контент-анализа объедини­лись в группы.

В первую очередь студенты выделяют черты характера педагога-новатора. Большинство студентов считают, что педагог-новатор должен обладать следующими чертами характера: коммуникабельность (48%); целеустремленность (24%); энергичность (21%); любовь к детям (18%); сдержанность (18%). Среди менее популярных вариантов – любознательность (15%); альтруизм (15%); твердость (15%); пунктуальность (12%); ум (12%); гуманистический склад ума (12%); уравновешенность (12%); доброта (9%); волевой характер (9%); энтузиазм, толерантность, гибкость, внимательность, терпение, трудолюбие – 6%. Также встречаются ответы: эмпатия, любовь к родине, мотив власти, некритичность, веселый нрав и т.д. Многие из них выделяют свойства темперамента педагога: сила (15%), трудолюбие (24%), подвижность (30%), экстравертность (15%), стрессоустойчивость (12%). Студенты отдают свои предпочтения педагогу-сангвинику (30%).

Таким образом, в сознании студентов - будущих преподавателей иностранного языка представлен образ типичного педагога, в котором доминируют те черты характера, которые необходимы каждому учителю: коммуникабельность (48%); целеустремленность (24%); энергичность (21%); любовь к детям (18%); сдержанность (18%).

Представление о педагоге-новаторе у студентов - будущих преподавателей иностранного языка, связано не только с чертами характера, но и с внешним обликом. Эти представления характеризуют его как человека, принадлежащего «профессии»: строгий деловой костюм, «загадочная внешность», выразительные черты лица, красивый голос и грамотная речь. Практически все студенты отметили, что педагогом-новатором может быть только женщина, и только три процента из них отдали предпочтение мужчине. Возраст педагога-новатора был отмечен следующим образом: мужчина до 30 лет, женщина после 30 лет.

Образ преподавателя-новатора во многом определяется представленностью в сознании студентов эмоционально-оценочного отношения к нововведениям, их восприимчивости к инновациям, новым в данной системе идеям, опыту, представляющей собой в большей степени не только движение по распространению новшеств, а черту личности, которая характеризуется высоким чувством нового, стремлением к творчеству. Творческая восприимчивость к педагогическим инновациям связана с открытостью внутреннего мира учителя культуре, обществу, проницаемостью для иного опыта, готовностью к изменениям, критичностью мышления, способностью преодолевать стереотипы в профессиональной деятельности.

Как показывают полученные данные, в сознании будущих учителей отражены, прежде всего, базовые потребности личности: физиологические, потребность в безопасности, любви. Однако среди разнообразных потребностей, выделяемых студентами, отмечены были и такие, которые обеспечивают развитие инновационной деятельности: стремление к новому (12%), самосовершенствование в области педагогической деятельности, и в частности, в сфере методики преподавания иностранного языка (30%), потребность в познании (3%), мотив достижения успеха (15%).

Среди потребностей студенты отмечают также потребность в уважении (12%), стремление к сотрудничеству (12%), потребность в общении (15%), уважении других (12 %), самоуважении (22 %).

Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что будущие педагоги достаточно полно отражают особенности потребностно-мотивационной сферы педагога-новатора, где главным мотивом является стремление к творчеству, мотивация достижения успеха. Недостаточно представленными в сознании студентов являются потребности в познании, в совместной деятельности с другими людьми. Между тем осознание взаимоотношений и взаимодействий между всеми участниками инновационного процесса имеет большое значение в деятельности педагога-новатора. Несомненно, такой преподаватель должен обладать способностями к установлению оптимальных взаимоотношений со всеми участниками инновационного процесса, умениями творчески разрешать конфликты, искусством ведения коллективной дискуссии-спора, умением анализировать альтернативные концепции обучения и воспитания. Данный аспект личности педагога-новатора не представлен в сознании большинства опрошенных студентов.

Анализируя образ педагога-новатора в сознании студентов, следует подчеркнуть те свойства, которые составляют ядро личности преподавателя, внедряющего и разрабатывающего педагогические новшества. К ним студенты отнесли креативные свойства личности: мобильность, умение ориентироваться в новых условиях, инициативность, конкурентноспособность (3%), исследовательские качества (умение проводить исследование) (6%), исследовательская активность (18%), креативность как общая способность к творчеству (21%); самостоятельность (3%); социальная активность (3%); продуктивность (умение доводить начатое дело до конца) (6%), наивность (3%) как способность удивляться, острота восприятия (3%), лингвистические способности (3%).

Свойства ума (интеллекта): теоретический и практический склад ума (3%), логичность (6%), большой объем памяти (12%) также представлены в сознании студентов, т.к. данные свойства вместе с креативностью обеспечивают продуктивность инновационной деятельности.

Студенты ценят в педагоге-новаторе профессионализм, трудолюбие, организованность, уверенность в себе, силу воли. Данные качества получили наибольшее предпочтение у будущих учителей.

Важно отметить и выделенные студентами лидерские качества личности, влияющие на успешность внедрения и завершения инновационного процесса: уверенность, творческая направленность (21 – 24%); активность, профессионализм (12%); оптимизм (9%), целеустремленность (6%); знание психологии детей, мобильность, добросовестность, инициативность, конкурентоспособность, социальная активность, самостоятельность

По результатам исследования можно утверждать, что среди множества факторов, влияющих на представления студентов о педагоге-новаторе, особое значение имеют черты характера, внешний облик, креативность как общая способность к творчеству, и, прежде всего, творческая восприимчивость к педагогическим инновациям.

Кроме того, на формирование образа педагога-новатора влияют социальные стереотипы, которые формируются в обыденном сознании применительно к сфере восприятия профессий. Такой социальный стереотип является схематизированным представлением о типе личности, характерном для некоторой человеческой общности. Профессиональным типажом-стереотипом В.Ф. Петренко называет персонифицированный образ самой профессии, или, другими словами, обобщенный образ типичного профессионала. Если социальная роль – это обобщенный нормативный способ поведения, поведенческий эталон, приписываемый человеку и ожидаемый от него как от представителя некоторой социальной группы, то типаж – это скорее схематизированное представление о личности, характере и способах поведения человека в неформальном личностном общении[30].

На формирование данного «образа-типажа» оказывают влияние самые разные факторы: культурно-исторические, социально-культурные, политические, экономические, социально-психологические. В данном контексте можно выделить и механизмы самореализации личности в процессе инновационной деятельности - «стремление совершить посту­пок», «склонность решать проблемы», «умение выходить из сложных ситуаций», «склонность к компромиссу», «честность», «приспособление к новым условиям».

Важно отметить и тот факт, что большинство студентов выделяют средства для осуществления себя в процессе инновационной деятельности: «целеустремленность», «коммуникабельность», «волевые усилия», «активность», «грамотная речь», «интеллект», «сила».

Полученные данные позволяют говорить о том, что уже в период профессиональной подготовки важно формировать представления о специфике поведения, особенностях личности педагога-новатора. Создание адекватного образа преподавателя в условиях инновационной деятельности, на наш взгляд, будет способствовать прогнозированию успешности и удовлетворенности учителя педагогической деятельностью.

На втором этапе исследования были изучены представления студентов об идеальном педагоге и осуществлено сравнение данных представлений с образом педагога-новатора. В результате анализа протоколов было выделено 29 дескрипторов.

Выделенные нами дескрипторы можно объединить в несколько групп по следующим основаниям: деятельностные характеристики профессионализма педагога: умение доступно объяснять, умение осуществлять индивидуальный подход к учащимся, умение показать свои достижения (самопрезентация), умение устанавливать контакт, умение красиво говорить; умение планировать свою деятельность; средства достижения успешности в профессиональной деятельности: «желание совершенствоваться», стремление установить контакт», «чувство юмора», «образованность»; личностные качества педагога: терпение, дружелюбие, коммуникативность, дисциплинированность, внимательность, креативность, строгость, открытость, уверенность и другие качества личности.

Сравнение личностных характеристик образа педагога-новатора и образа идеального учителя показывает, что при характеристике идеального преподавателя студенты больше внимания уделяют нравственным качествам (терпение, дружелюбие, внимательность, понимание и др.). При характеристике педагога-новатора эти качества также отмечаются, но приоритет имеют лидерские и креативные свойства личности.

Обобщая полученные данные, следует под­черкнуть, что в образе педагога-новатора присутствуют представления студентов, связанные как с отдельными компонентами педагогической деятельности (коммуникативный, организаторский), так и отражающие специфику деятельности и личности педагога в условиях инноваций: мобильность, умение ориентироваться в новых условиях, инициативность, конкурентноспособность, исследовательские качества (умение проводить исследование), исследовательская активность, креативность как общая способность к творчеству; самостоятельность; социальная активность; продуктивность и другие. Среди них наибольший вес имеют дескрипторы «самореализация» и «стремление совершить поступок».

Несмотря на разнообразие представленных образов педагога, была предпринята попытка определить три основные направления, по которым может развиваться процесс принятия личности педагога-инноватора: 1) по пути признания; 2) в направлении са­мореализации и саморазвития личности, ориентированной на овладение чем-то новым; 3) в целях удовлетворения желания «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку» со стороны педагогического сообщества.