logo search
о науке

2.6. Назначение психолого-педагогических наук

Свойственные всякому настоящему педагогу рефлексивность, поиск смыслов профессионального бытия, постоянная работа над выработкой и совершенствованием своей профессиональной позиции и ценностно-смысловых ориентации, сопричастность с предметом познания, противостояние технократизму и «бесчеловечности» педагогического знания, критичность мышления помогают выявленные недостатки делать «продолжением достоинств» воспитанника, проблемы в образовательной практике обнаруживать как перспективы ее совершенствования.

Непосредственные задачи всякой науки — описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, выработка рекомендаций на основе открываемых законов и закономерностей.

Решение этих задач отражается в следующих взаимосвязанных функциях психолого-педагогических наук:

- объяснительная — описание педагогических фактов, явлений, процессов, объяснение закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются законы, принципы, теории, концепции);

- преобразовательная, прикладная, практическая — усовершенствование на основе фундаментального знания образовательной практики (результатом исследований должны быть образовательные системы, технологии, т.е. описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания или обучения);

- прогностическая — обоснованное предвидение развития практики образования и рекомендации по целесообразной деятельности.

Как видно, исследования в образовании сочетают теоретический и прикладной аспекты: не только описывают и объясняют явления в образовательной практике, но и указывают на оптимальные способы ее преобразования. Выявление закономерностей образовательного процесса связано с обоснованием современных педагогических систем. При этом следует учитывать гуманитарный характер педагогического знания.