2.3. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса
В свете идеологии Болонского процесса в связи с переходом к многоуровневой модели подготовки специалистов, встает вопрос о необходимости новой образовательной парадигмы. В рамках такой парадигмы особое значение приобретают механизмы обновления педагогического образования: системная интеграция; создание инновационных продуктов (новых образовательных программ, модулей и т.д.) и технологий через открытие образовательной деятельности по новым программам курсов, специализаций, магистратуры, аспирантуры, систему экспериментальных площадок в образовательных учреждениях общего среднего и высшего образования (в том числе за рубежом); использование современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные; модернизация системы педагогического образования, предусматривающая подготовку будущих учителей и других специалистов, способных к инновационной деятельности; сотрудничество по актуальным направлениям с образовательными учреждениями, организациями-партнерами в научной, образовательной сферах и в Интернет-сообществе.
Характеризуя особенности подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях реализации Болонского процесса выделены некоторые условия ее реализации [45]:
1.Создание гибкой, динамичной системы высшего педагогического образования на основе интеграции международных образовательных программ, форм управления и технологии обучения;
2.Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих интегративный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.);
3.Осуществление различных моделей интеграции общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
4. Развитие сети государственных и негосударственных образовательных учреждений;
5. Использование активных, развивающих технологий обучения, компьютеризация процесса обучения, развитие Интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения;
6. Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры и здорового образа жизни;
7. Создание кооперации сети государственных и негосударственных образовательных учреждений, информационных агентств. Проведение мониторинга качества образовательного процесса и профессионального развития обучающихся;
8. Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения.;
9. Разработка и апробация различных моделей управления педагогическим образованием;
10. Обеспечение инновационного характера педагогического образования, в первую очередь за счет: а) интеграции сферы образования, науки и практики обучения и воспитания молодежи; б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей образования, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, экспериментальных площадок.
Анализ литературы показал, что в качестве основных моделей инновационного образования используются следующие его виды, сгруппированные по направлениям: создание информационных ресурсов, обеспечивающих международную интеграцию; международный обмен преподавателями, аспирантами, магистрантами и студентами; проведение совместных научных исследований; создание международных центров межвузовской интеграции; реализация международных социальных проектов, организация совместных благотворительных акций, сотрудничество в культурной и спортивной сфере [45].
Особое место в процессах обновления педагогического образования занимает подготовка учителя к инновационной деятельности.
В педагогической науке сегодня существуют теоретические и практические предпосылки, учет которых необходим при реализации подготовки будущих учителей и других специалистов, способных к инновационной деятельности.
Во-первых, огромная, постоянно увеличивающаяся и далеко не заполненная ниша на рынке труда, требующая специалистов по разработке и реализации инновационных образовательных технологий разного типа и уровня, начиная с разработки и реализации набора коррекционно-развивающих упражнений для детей с теми или иными специальными нуждами и кончая построением требующих качества проектирования и практического воплощения программ обучения различных групп, а также программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы.
Во-вторых, это наличие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке соответствующих наработок и их апробации в области педагогической инноватики (М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторский, Р.Н. Юсуфбекова и др.).
На кафедре педагогики и психологии профессионального образования МПГУ осуществлено проектирование и реализация магистерских программ, спецкурсов для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов по анализу развития инновационных процессов в образовании, активных форм обучения в вузе, психологии и педагогике инновационной деятельности учителя. Разработаны теоретические основы инновационной деятельности учителя, общие тенденции развития инновационных процессов, содержание и структура инновационной деятельности, методы диагностики готовности учителя к инновационной деятельности и технология подготовки педагога к работе в системе инновационного образования [46].
Подготовка будущих учителей к инновационной деятельности ориентирована на развитие инновационного мышления, что предполагает подготовку субъекта инновационного образования, который должен уметь не только решать типовые задачи, но уметь выделять педагогические проблемы и мыслить комплексно – с учетом разных концептуальных подходов к решению проблем психолого-педагогической инноватики.
Комплексный и междисциплинарные подходы - современная методологическая перспектива инноваций в науке. Осуществление такой подготовки позволит приблизить будущую профессиональную деятельность к реализации инноваций в обучении и воспитании школьников. Поэтому в программе подготовки учителя к инновационной деятельности представлены подходы к пониманию инновационной деятельности и способов ее реализации и развитию психолого-педагогической готовности к инновациям (включая задачи экспертизы и проектирования).
Задачи подготовки учителя к инновационной деятельности и методы их решения
Основные задачи такой подготовки направлены на изучение основных проблем развития инновационных процессов в образовании, экспертизы и мониторинга уровня развития составляющих инновационного образования (среда, обучающий, обучаемые), оценки коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки, определения их эффективности; на формирование умений применять полученные знания к различным областям инновационной деятельности: кадровые и социально-педагогические процессы, инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде; выбирать адекватные методики диагностики уровня личностного и познавательного развития учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведений, включенных в систему инновационного образования; готовности учителя к осуществлению инновационной деятельности; на овладение методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-иноватора, социальной зрелости педагога, проектировщика и социальной группы как субъектов инновационного процесса; методологией разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании, формами индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в системе инновационного образования.
Основные методы решения задач подготовки учителя к инновационной деятельности связаны с теоретическим анализом и разработкой инновационной программы и проведением психолого-педагогического анализа ее эффективности в образовательном учреждении, а также разработкой тренинговых процедур различной направленности, предназначенных для повышения продуктивности инновационной деятельности педагога.
Принципы построения подготовки педагога-новатора
Принципы построения подготовки определяются логикой осуществления инновационной деятельности и инновационных процессов в сфере образования: инициация, создание (разработка), освоение, диффузия в социокультурном пространстве, использование, интеграция в педагогическое сообщество, а также спецификой психологических проблем, возникающих в инновационной системе, на разных стадиях ее функционирования, и влиянием социокультурных условий на природу и общественный статус инноваций в сфере образования.
При организации подготовки учителя к инновационной деятельности реализуются следующие принципы: системности (освоение новшеств является совокупностью взаимосвязанных процессов); преемственности традиций и инноваций (содержания, методов, средств обучения и воспитания); управляемости (сохранение функций планирования, учета, регулирования, контроля); вариативности способов осуществления инновационной деятельности; субъектности (реализация творческой активности субъектов инновационной деятельности); совместного характера осуществления деятельности.
Можно выделить также вероятностный характер инновационной деятельности, которая определяется неоднозначностью как процессов прогнозирования инноваций, так и ее результатов. Это свидетельствует о невозможности получения абсолютно точных данных обо всех процессах, которые происходят в момент осуществления инновационной деятельности, о вероятностном характере прогнозирования инновационного процесса.
Принципы отбора материала к содержанию программы
Принципы отбора материала к содержанию программы определяются основными требованиями и закономерностями реализации инновационной деятельности педагога: инновационностью, гуманизацией, демократизацией, индивидуализацией и дифференциацией, диалогизацией, интеграцией, информатизацией образования, а также тенденциями перехода к непрерывному образованию.
Ожидаемые образовательные результаты подготовки учителя к инновационной деятельности
Основными компетенциями учителя в области инновационного образования являются: готовность к применению инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности, способность к творческому решению профессиональных задач в условиях изменений и ситуаций неопределенности, владение структурными компонентами инновационной деятельности, знание основных факторов, условий и механизмов развития творческой личности; владение методами мотивационной регуляции инновационной деятельности, целеполагания и смыслообразования; умение осуществлять анализ современной педагогической практики, педагогических инноваций, рефлексию своего жизненного опыта, профессионального мировоззрения с позиции инновационной деятельности.
Среди приоритетных направлений подготовки учителя к инновационной деятельности являются: анализ развития инновационных процессов в образовании, экспертиза и мониторинг уровня развития составляющих инновационного образования (среда, обучающий, обучаемые), оценка коррекционных образовательных программ, участие в их разработке, определение их эффективности; выбор адекватных методик диагностики уровня личностного и познавательного развития учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведений, включенных в систему инновационного образования; диагностика степени развития профессионально важных качеств будущего специалиста, социальной зрелости педагога, проектировщика и социальной группы как субъектов инновационного процесса; методология разработки инновационного проекта; система управления инновационными процессами в образовании; индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в системе инновационного образования; анализ готовности учителя к осуществлению инновационной деятельности; формирование профессиональных знаний, необходимых для активного участия в инновационных образовательных процессах; развитие профессиональной компетентности в сфере организации инновационного образования; приобретение практического опыта разработки, внедрения и мониторинга эффективности инновационных программ.
Важным аспектом подготовки учителя к инновационной деятельности является формирование качественно нового содержания по сравнению с содержанием курсов высшего профессионального образования. Это определяется новизной осуществления инновационной деятельности и ориентацией на внедрение инновационных проектов в образовании. Новое содержание определяется авторской разработкой концепции инновационной деятельности учителя и необходимостью подготовки педагога к работе в инновационных учебных заведениям различного типа применительно к специфике избранной специальности, введением технологий инновационного обучения.
Подготовка учителя для системы инновационного образования предполагает также формирование системы профессиональных психологических знаний, необходимых для активного участия в инновационном развитии России; развитие исследовательского потенциала педагога-проектировщика, умений планировать и проводить исследовательскую, диагностическую и коррекционную работу на основе требований современной методологии и специфики задач инновационной деятельности; разработку рекомендаций по коррекции социально-психологического климата в коллективе преподавателей; организация взаимодействия как между преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности обучения и личностного роста школьников в системе инновационного образования; организацию просветительской деятельности по инновационной проблематике в образовании (лекции, демонстрационные опыты, групповые дискуссии, научно-популярные кинофильмы).
Модернизация подготовки педагога предполагает и проведение консультаций для преподавателей вузов по разработке инновационного проекта, динамике и проблем реализации инновационных программ.
Завершается программа подготовкой и защитой проекта, представляющего собой теоретическую проработку и практическую реализацию конкретного инновационного образовательного проекта.
Для создания предпочтительных условий для обучения и целевой его направленности предполагается привлечение возможностей инновационных учреждений для обеспечения различных форм поддержки данной программы формирования целевого заказа на подготовку специалистов.
- Л.С. Подымова
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики .. 6
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя ……………………………………………………………………30
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности ………………………………….. 83
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности ……………………………………….190
- Введение
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики
- Предпосылки развития психолого-педагогической инноватики
- Развитие научных представлений о природе и детерминации инновационных процессов
- 1.3.Основные понятия психолого-педагогической инноватики
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя
- 2.1. Структура инновационной деятельности учителя
- Инновационная деятельность как социально-психологический феномен
- 2.3. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности
- Психологическая готовность личности к восприятию новшеств
- 3.2. Образ и смысл инновационной деятельности в образовании
- Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «зеркале инноваций»1
- 3.4. Эмпирическое исследование условий формирования толерантного сознания педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.5.Особенности стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.6. Ресурсный подход в психологическом сопровождении инновационной деятельности: сущность и содержание
- 2. Особенности психологических затруднений в профессиональной деятельности
- Динамика развития барьеров в педагогической деятельности (в баллах)
- 3. Стратегии и механизмы ресурсного подхода в психологическом сопровождении инновационной деятельности
- 3.7. Инновационно-рефлексивный практикум как метод формирования готовности личности к инновационной деятельности
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.8. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов – будущих психологов образования
- Содержание формирующего этапа
- Динамика средних показателей выраженности компонентов инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента
- Показатели положительных сдвигов в компонентах инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах (g-критерий знаков)
- Заключение
- Список литературы