logo search
05

В рамках традиционных методов обучения

Такую модель управления можно назвать декларативной. Управляет только педагог. Он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность обучающихся. Но при этом качество обучения и воспитания будет в основном зависеть от информации, которой обладает педагог, от его способности принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях. С одной стороны, такая модель управления проста и оперативна, но, с другой – приводит к снижению уровня мотивации и активности обучающихся.

Декларативная модель педагогического управления не достаточно эффективна еще и потому, что объектом управления является обучающийся, его учебная деятельность, а это сложный объект, который может находиться в нескольких устойчивых состояниях и переходить из одного состояния в другое. Это объясняется тем, что обучающийся присваивает новые знания, умения, нормы, ценностные ориентации, развивает свои потребности и способности.

Процесс познания, который лежит в основе учения, относится к процессам с внутренней детерминацией. Поэтому на современном этапе все чаще применяются активные и интерактивные методы обучения и воспитания, которые позволяют учесть личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы обучающихся, их творческий потенциал.

Модели управления в рамках активных и интерактивных методов обучения и воспитания основаны на организации индивидуального и коллективного самоуправления, так как управленческая функция распределяется между всеми участниками педагогического процесса.

Индивидуальное самоуправление предполагает, что каждый обучающийся становится полноценным субъектом учебной деятельности. В процессе самоуправления он осуществляют следующие виды деятельности: прогнозирование результатов своей деятельности; целеполагание (сознательного самоизменения: Я узнаю, Я пойму, Я решу); планирование; самоорганизацию и саморегулирование собственной деятельности; самоконтроль; анализ и оценка результатов своей деятельности; рефлексию. Необходимо учитывать, что самоуправление возможно только при наличии внутренних личностно, социально и профессиогнально значимых мотивов и только в том случае, если для обучающегося станет ценностью самообучение и самовоспитание на основе рефлексивного отношения к своей деятельности.

Модель управления, основанную на индивидуальном самоуправлении, мы называем диалогической. Известно, что диалог (греч. dialogos – беседа) – это информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Не вызывает сомнения, что при этом моральное состояние учащихся и степень их удовлетворенности значительно выше, чем в рамках декларативной модели управления.

Кроме индивидуального самоуправления, целесообразно выделить уровень коллективного самоуправления, когда происходит активный обмен информацией, а решения принимаются коллегиально. Появляется возможность для каждого участия в обсуждении проблем, свободного выражения индивидуального мнения, отражения своей позиции в рамках обсуждения.

В общении можно выделить коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны (от лат. inter – между). Интерактивная сторона общения предполагает совместную деятельность по выработке согласованного мнения, или решения проблемы. При этом целями педагогического управления являются следующие: вовлечение всех обучающихся во внутренне мотивированную целенаправленную познавательную деятельность и увеличение коммуникативных отношений между обучаемыми.

Модель управления, основанную на индивидуальном и коллективном самоуправлении, мы называем интерактивной. Типовой контур педагогического управления в рамках интерактивных методов обучения представлен на рисунке 1.4.

Цели

педагога

Определение

проблемного

поля

Личностно, социально и профессионально, значимые потребности и интересы обучающихся, их цели. Интеллектуальный

ресурс обучающихся

Выработка

общих целей и задач

Организация

учебной деятельности,

педагогическое

наблюдение

Поисково-познавательная

деятельность

(формирование

индивидуальных

творческих

продуктов)

Самоопределение обучающихся, их видение проблемы.

Сбор необходимой информации.

Поиск решений («мозговой штурм»).

Принятие решения.

Презентация отчетов.

Экспертиза

и рефлексия

Принятие

коллективного

решения

Коллективный интеллектуальный продукт.

Новые профессионально, социально и личностно значимые потребности

и интересы обучающихся

Рисунок 1.4 – Контур управления в рамках интерактивных

методов обучения

Обучающиеся могут организовывать свою работу в творческих командах, деятельность которых характеризуется открытостью и самоорганизацией. Для успешной деятельности необходимо создание мобильных, креативных, продуктивных команд. Исследования показали, что при организации деятельности в командах важно реализовывать некоторые принципы.

Целеустремлённость. Этот принцип подтверждает право команды на совместную работу, помогает определиться с направлением деятельности. Необходимо учитывать, что цели не навязываются преподавателем.

Сплоченность. Этот принцип помогает команде свести воедино различные мнения обучающихся, создавая динамичную, уверенную в себе рабочую группу. Стратегии по усилению сплоченности разрабатываются членами самой команды.

Ответственность. Этот принцип подкрепляет высокие нравственные стандарты, воспитывает чувство коллективной подотчётности, что необходимо для достижения высокой производительности. Важно разделение ответственности между всеми членами команды.

Итак, особенностью активных и интерактивных методов обучения является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной мыследеятельности, основанном на самоорганизации и самоуправлении.

Внедрение активных и интерактивных методов обучения обеспечивает создание условий для:

выявления, удовлетворения и развития личностно, социально и профессионально значимых потребностей и интересов обучающихся;

развития способностей учащихся, их критического мышления, креативности и мобильности;

позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе;

формирования гностических, проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у обучающихся;

организации творческого общения, так как коммуникация порождает процесс экстериоризации, в котором мысль объективизируется и становится доступной для рефлексии и критики;

формирования и развития субъектной позиции;

воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии.

На заключительном этапе учебного занятия целесообразно провести рефлексию учебной деятельности. В качестве примера ниже представлена рефлексивная карточка, разработанная студентами инженерно-педагогического факультета, которая успешно прошла апробацию.