logo search
Воробьева итог

2.1. Методика проведения педагогического эксперимента

В педагогическом эксперименте по изучению эффективности применения игровых методов обучения на уроках биологии участвовали обучающиеся 6-го «А» класса муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Кемерово

В классе 25 человек, из них 11 девочек и 14 мальчиков. Большинство детей обучаются вместе с первого класса, поэтому коллектив дружный, сплоченный. Успеваемость в классе хорошая, есть дети, которые учатся на «отлично», таких детей трое, это: Пятакова Екатерина, Гаврилова Ольга и Касаткин Даниил, но одновременно с этим в классе есть дети, которые испытывают трудности в обучении, слабо усваивают учебный материал, у них практически отсутствует мотивация учения (Ильченко Михаил, Яковлев Евгений, Шкляева Екатерина). Изучение школьной документации показало, что средний балл успеваемости по природоведению за 2009/2010 учебный год составил 3,6 балла.

На констатирующем и формирующем этапах эксперимента, для выявления уровня знаний по курсу «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» учащимся была предложена самостоятельная работа №1 по разделу «Клеточное строение организмов» (приложение 1) и самостоятельная работа №2 по разделам: «Царства бактерии и грибы», «Царство растений» (приложение 2).

При определении эффективности влияния игровых методов обучения на уроках биологии рассматривались следующие показатели: абсолютная успеваемость, средний балл успеваемости.

Абсолютная успеваемость рассчитывается по формуле:

Абсолютная успеваемость = (N1+N2+N3/ОК) ×100%, где

N1 – количество учащихся получивших оценку «хорошо»;

N2 – количество учащихся получивших оценку «отлично»;

N3 – количество учащихся получивших оценку «удовлетворительно»;

ОК - общее количество учащихся, выполнявших работу.

Средний балл успеваемости класса

Средний балл = (a×n1)+(b×n2)+(c×n3)+(d×n4)+(e×n5)/ ОК, где

А,B,C,D,E – оценка, выраженная в баллах «1», «2», «3», «4», «5»;

n 1,2,3,4,5 – количество учащихся, получивших соответствующую оценку;

ОК – общее количество учащихся, выполнявших работу.

Задания самостоятельной работы №1 и №2 были одинакового уровня сложности для всех учащихся. Оценка работ учащихся производилась в соответствии с требованиями к оцениванию ЗУН (знаний, умений и навыков) по биологии: оценка «отлично» ставится при выполнении теста на 90-100%; оценка «хорошо» выставляется при выполнении работы на 75-89%; «удовлетворительно» оценивается работа если ученик справился на 51-74%; при выполнении 50% и менее заданий учащиеся получают отметку «неудовлетворительно».

Формирующий этап заключался в том, что уроки биологии по разделам: «Царства бактерии и грибы», «Царство растений» проводились с применением как традиционных, так и игровых методов и приемов обучения (приложение 3)

В педагогическом эксперименте также была использована методика «Измерение времени» для изучения учебной мотивации.