logo search
билеты по логопедии 5 курс

12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.

Обязательно двустороннее поражение центральных двигательных кортикобульбарных нейронов. Является следствием перенесенного во внутриутробном периоде, во время родов или в раннем детстве органического поражения мозга как следствия энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии. Глоточный и нижнечелюстной рефлексы усиленны. Паралич всегда двусторонний, хотя возможно его преобладание справа и слева. В результате у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Ребенок плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица. Голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом. Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согласные и вибрант [р] заменяются на щелевые. Артикуляция твердых согласных нарушается больше чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно пытается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции. Коррекционное обучение проводится по следующим направлениям:Формирование моторной сферы: Развитие общемоторной сферы, развитие мимических мышц лица, развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики рук, нормализация мышечного тонуса;Выработка контроля за положением рта, борьба с саливацией;Формирование фонематических процессов: развитие фонематического слуха, восприятия;Коррекция звукопроизношения: развитие речевого дыхания, развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса, формирование быстрой переключаемости с одной артикуляционной позы на другую, постановка и закрепление корригируемого звука;Нормализация просодической стороны речи: преодоление расстройств ритма, мелодической и интонационной стороны речи, голоса.