Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Физика»
Значительная часть распространяемых в отечественной системе образования программных продуктов по физике относится к классу программно-методических средств обучения (ПМС). ПМС базируется на более сложной системе взаимодействий: «учитель-компьютер», «учитель-ученик», «ученик-компьютер».
Многие объекты виртуальной среды могут использоваться как наглядные средства при изложении учителем различных вопросов учебной программы по физике.
Значительная часть виртуальных объектов электронных изданий по физике может быть задействована при организации лабораторных занятий. Компьютерные анимации, интерактивные модели, конструкторы, тренажеры, видеозаписи физических экспериментов могут эффективно применяться с целью предварительной отработки у учащихся ряда экспериментальных действий и операций, формирования у них общих подходов к планированию и проведению отдельных этапов экспериментального исследования, а также контроля уровня сформированности у школьников умений и навыков в выполнении физического эксперимента.
Не менее обширна система виртуальных объектов, позволяющих отрабатывать у школьников умения и навыки в решении физических задач, соответствующие мультимедийные тренажеры и манипулятивные тесты по решению физических задач способствуют быстрому совершенствованию учебных умений школьников.
Динамические манипулятивные модели виртуальной среды (модели объектов и процессов природы, технических объектов и технологических процессов), собственно моделирующих предметные среды позволяют организовывать исследовательскую и творческую проектную деятельность учащихся по предмету.
Формы и жанры электронных учебных изданий по физике В области естественнонаучного образования представляется рациональным различать следующие разновидности форм и жанров программно – педагогического обеспечения процесса обучения.
Электронные копии бумажных учебных изданий (учебников и учебных пособий, хрестоматий, дидактических материалов и.т.п.), учебных аудио-видеоматериалов.
Программно-педагогические средства (ППС), разработанные на основе мультимедийного инструментария виртуальной среды. К настоящему времени сформировалась некоторая система жанров ППС:
-
Электронные энциклопедии;
-
Энциклопедические словари и справочники;
-
Электронные каталоги и электронные коллекции (рисунков, фотоиллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, опорных конспектов, тематических презентаций, аппретов и т.п.)
-
Электронные библиотеки (т.е. каталоги и соответствующие им коллекции);
-
Интерактивное учебное видео;
-
Электронные учебники и задачники;
-
Интерактивные обучающие среды (ILE-Interactive Learning Environment), предусматривающие использование комплекса средств педагогического воздействия (среды-сценарии, моделирующие среды);
-
Электроныые учебные занятия (лекции, уроки, лабораторные работы, экскурсии и т.п.) ;
-
Электронные репетиторы и тренажеры;
-
Электронные музеи;
-
Электронные дидактические игры;
-
Электронные экспертные системы учебных достижений (например, электронные тесты);
-
Электронные экспертные обучающие системы, моделирующие деятельность экспертов по решению задач различной сложности из определенной предметной области и обеспечивающие ответ на конкретный запрос пользователя;
Перечень электронных учебных изданий по физике достаточно широк и насчитывает несколько десятков наименований.
Наиболее популярные ЭУИ по физике приведены ниже:
Физикон. Открытая физика: в 2-ч./Под.ред. С.М,Козелла М.:ООО”Физикон”,2002 (http://www.physicon.ru/)
1C Образование 3.0. Образовательный комплекс: Библиотека электронных наглядных пособий ”Физика (7-11классы)” (CD)/ Н.К.Ханнанов, Д.В.Баяндин М.:Лаборатория физики и астрономии ИОСО РАО; Дрофа, 2004 (http://www.1c.ru/)
Боревский Л.Я. Курс физики XXI века. Полная теория в иллюстрациях+210 моделей. МедиаХауз, 2003 (http://www.media-house.ru/)
Физикус: обучение с приключением(от 9 до 16 лет) МедиаХауз, 2003 (http://www.mediahouse.ru/)
Видеозадачи по физике: в 4-ч./А.И. Фишман, А.И. Скворцов Р.В. Даминов; Казанский государственный университет NMG (http://www.nmg.ru/)
Физика. Обучающая программа для 9-11 классов СПб.: ТПО ”Северный очаг”, 2003 (http://www.umsolver.com/)
Виртуальная физика “STRATUM2000” /Д.В. Баяндин, О.И. Мухин; РЦИ Перм.гос тех.ун-тет. , Пермь 2002 (http://www.stratum.ac.ru/)
Репетитор по физике КиМ. М.:Кирилл и Мефодий, 2002 (http://km.ru/)
Активная физика (Pi-Logic Research Group) (http://cacedu.unibel.by/)
Дракоша: Занимательная физика. Медиа-Сервис, 2000 (http://www.media2000.ru/)
- Содержание
- 1 Информатизация образования как фактор развития общества
- Информатизация образования
- Информационные революции и информационное общество
- Опасности информационного общества
- Особенности формирования информационного общества в России
- О процессах информатизации в российском образовании
- 2 Цели и задачи использования ИиКт в образовании
- Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКт)
- Средства ИиКт
- Эволюция ИиКт
- Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
- Этапы внедрения современных информационных технологий в образование
- Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся
- 3 ИиКт в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
- Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников
- Классификация оэи по методическому и дидактическому назначению
- Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения
- Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
- 4 ИиКт в активизации познавательной деятельности учащихся
- Интернет в школьном образовании
- Использование активных методов обучения на уроках информатики
- Метод проектов
- Сущность метода проектов
- Основные требования к использованию метода проектов
- Типология проектов
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Телекоммуникационные образовательные проекты
- Параметры внешней оценки проекта
- Рекомендации по организации и проведению учебной телеконференции в школе
- Проведение учебной телеконференции.
- Оценка работы участников учебной телеконференции
- 5 Социальные сервисы сети Интернет
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сетевые социальные сообщества
- Сеть как среда для сообществ
- Современные средства общения в сети Интернет
- Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
- Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
- Тенденция развития сетевых сообществ
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- 6 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения
- Оценка и сертификация электронных дидактических средств
- Требования, предъявляемые к ппс
- Требования к оэи
- 7 ИиКт в учебных предметах
- Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Физика»
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Русский язык»
- Методическая подготовка учителя.