Информационные революции и информационное общество
В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.
Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможности для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.
Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.
Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.
Четвертая информационная революция (70–е годы XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров, развитием информационных и коммуникационных технологий.
Под средствами информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) – понимают программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей. Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Понятие информации является основополагающим в этом процессе. Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
-
технократический подход, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
-
гуманитарный подход, при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы.
Информатизация современного общества влечет за собой следующие социальные последствия:
-
увеличение числа занятых в информационной сфере (производители, обработчики, распространители информации);
-
интеллектуализацию многих видов труда;
-
повышение требований к общеобразовательной подготовке специалистов;
-
появление совершенно новых профессий;
-
отмирание существующих (особенно в связи с роботизацией многих рабочих специальностей и внедрением систем искусственного интеллекта).
Очевидно, что информатизация образования становится ключевым условием развития общества.
- Содержание
- 1 Информатизация образования как фактор развития общества
- Информатизация образования
- Информационные революции и информационное общество
- Опасности информационного общества
- Особенности формирования информационного общества в России
- О процессах информатизации в российском образовании
- 2 Цели и задачи использования ИиКт в образовании
- Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКт)
- Средства ИиКт
- Эволюция ИиКт
- Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
- Этапы внедрения современных информационных технологий в образование
- Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся
- 3 ИиКт в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
- Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников
- Классификация оэи по методическому и дидактическому назначению
- Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения
- Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
- 4 ИиКт в активизации познавательной деятельности учащихся
- Интернет в школьном образовании
- Использование активных методов обучения на уроках информатики
- Метод проектов
- Сущность метода проектов
- Основные требования к использованию метода проектов
- Типология проектов
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Телекоммуникационные образовательные проекты
- Параметры внешней оценки проекта
- Рекомендации по организации и проведению учебной телеконференции в школе
- Проведение учебной телеконференции.
- Оценка работы участников учебной телеконференции
- 5 Социальные сервисы сети Интернет
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сетевые социальные сообщества
- Сеть как среда для сообществ
- Современные средства общения в сети Интернет
- Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
- Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
- Тенденция развития сетевых сообществ
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- 6 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения
- Оценка и сертификация электронных дидактических средств
- Требования, предъявляемые к ппс
- Требования к оэи
- 7 ИиКт в учебных предметах
- Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Физика»
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Русский язык»
- Методическая подготовка учителя.