Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Русский язык»
Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи:
-
обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации,
-
развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника),
-
формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий).
Единство трех задач обучения родному языку приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи.
Цели подготовки учителя-словесника к использованию ИиКТ
Первая цель – систематизация электронных и сетевых ресурсов по русскому языку и прикладной лингвистике – реализуется на начальном этапе подготовки. В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем и особенностями класса.
Вторая цель – овладение методикой применения ИКТ на уроке русского языка и внеурочных занятиях. Предполагается, что учитель освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока и т.п.
Третья цель – формирование у учителя представления об информационных технологиях анализа, обработки и хранения речевых сообщений (устных и письменных), т.е. знакомство с конкретными технологиями, их ролью в прикладной лингвистике, их значением для современного общества. Собственно, именно последняя цель в полной мере отвечает самой формулировке «использование ИКТ», поскольку систематизация предметно ориентированных средств зачастую подразумевает простую замену носителя информации («бумажного» на электронный), а использование ИКТ на уроке – рядовое расширение методического арсенала.
Знакомство с основными технологиями дает возможность изменить сам подход к текстовой информации и способам ее представления и обработки. В результате достижения третьей цели педагог научится самостоятельно формировать:
-
базы данных по ключевым темам теоретической части курса;
-
корпусы текстов для диктантов и изложений;
-
материалы для моделирования основных коммуникативных ситуаций и проектирования этапов освоения сложных правил.
Формой контроля за успешностью овладения учителем ИиКТ, наряду со стандартным тестированием, становится творческое задание: создание мультимедийной презентации, учебной базы данных, проекта урока по заданной теме.
Средства ИКТ ориентированные на обучение русскому языку Все средства ИКТ по русскому языку можно распределить по трем группам.
Первую группу составляют репетиторы и тренажеры, облегчающие решение первой задачи школьного курса (обучение грамотности). Среди репетиторов и тренажеров выделяют следующие: «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации» (автор О. И. Руденко-Моргун, издатель АОЗТ «1С»), «Электронный репетитор: Русский язык» (издатель НПО «Зареалье»), «Русский язык для абитуриента», «Репетитор: Диктант. Универсальный компьютерный тренажер по русскому языку» и «Тренажер по русскому языку» (издатель «Равновесие-Медиа») и другие. Такого рода средства обычно предназначены для самостоятельной работы ученика и абитуриента.
Во вторую группу можно объединить электронные учебники: «Репетитор по русскому языку. От Кирилла и Мефодия», «Курс русского языка: Репетитор тренажер» (автор М. И. Беляев, издатель «МедиаХауз»), «Уроки на дом» (отдельные диски для 5-6, 7, 8, 9, 10-11 классов) (издатель «Мультимедиа технологии»). Диски предназначены для учителей, школьников, а также родителей, желающих проверить правильность выполнения детьми домашних заданий. Эти средства можно использовать и для формирования системы лингвистических знаний, обеспечивающих грамотную речь, т.е. для решения третьей задачи школьного курса.
Третья группа – это виртуальные словари. На CD обычно встречаются электронные версии «бумажных» изданий (например, словаря В. И. Даля). Любой словарь – незаменимый источник информации при овладении языком, однако работа со словарем предполагает наличие лексикографической компетенции, в которую входит умение определять тип словаря и способ организации материала в словаре, диагностировать адекватность словаря в исследовательской работе или практической задаче.
Интернет-ресурсы по русскому языку.
Проще всего получить доступ ко всему разнообразию ресурсов через специальные порталы. Основных специализированных порталов три:
-
портал Федерации Интернет Образования – http://www.fio.ru. Он включает программу «Учитель» и страницу «В помощь учителю». Новости об ИиКТ в школьном образовании публикует электронный журнал Федерации Интернет Образования. Обратите внимание на статью А. В. Елисеева и А. В. Могилева «Системы создания мультимедиа презентаций», в которой найдете все необходимое для включения мультимедиа в урок русского языка;
-
Российский общеобразовательный портал – http://www.school.edu.ru (владелец – издательство «Просвещение») предлагает статьи по различным проблемам образования и обучения;
-
Портал «Российское образование» - www.edu.ru – позволяет познакомиться с новостями системы образования, справочниками, учебниками и возможностями применения ИКТ в учебном процессе.
Помимо образовательных порталов стоит посетить:
-
справочно-информационный портал Грамота.ру – http://www.gramota.ru;
-
Национальный корпус русского языка – http://www.ruscorpora.ru, необходимый учителю-словеснику и позволяющий реализовать практически все возможности ИКТ в обучении русскому языку. Характеристика корпуса и его описание приводятся непосредственно на сайте.
- Содержание
- 1 Информатизация образования как фактор развития общества
- Информатизация образования
- Информационные революции и информационное общество
- Опасности информационного общества
- Особенности формирования информационного общества в России
- О процессах информатизации в российском образовании
- 2 Цели и задачи использования ИиКт в образовании
- Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКт)
- Средства ИиКт
- Эволюция ИиКт
- Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
- Этапы внедрения современных информационных технологий в образование
- Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся
- 3 ИиКт в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
- Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников
- Классификация оэи по методическому и дидактическому назначению
- Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения
- Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
- 4 ИиКт в активизации познавательной деятельности учащихся
- Интернет в школьном образовании
- Использование активных методов обучения на уроках информатики
- Метод проектов
- Сущность метода проектов
- Основные требования к использованию метода проектов
- Типология проектов
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Телекоммуникационные образовательные проекты
- Параметры внешней оценки проекта
- Рекомендации по организации и проведению учебной телеконференции в школе
- Проведение учебной телеконференции.
- Оценка работы участников учебной телеконференции
- 5 Социальные сервисы сети Интернет
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сетевые социальные сообщества
- Сеть как среда для сообществ
- Современные средства общения в сети Интернет
- Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
- Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
- Тенденция развития сетевых сообществ
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- 6 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения
- Оценка и сертификация электронных дидактических средств
- Требования, предъявляемые к ппс
- Требования к оэи
- 7 ИиКт в учебных предметах
- Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Физика»
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Русский язык»
- Методическая подготовка учителя.