Классификация оэи по методическому и дидактическому назначению
Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий, ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ОЭИ можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий.
Прежде чем переходить к непосредственной классификации ОЭИ необходимо выделить основные параметры, характеризующие ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации. В качестве основных подобных параметров-критериев выделяются:
-
тип электронного издания,
-
предметная образовательная область,
-
рекомендуемый уровень образования,
-
рекомендуемый тип образовательного процесса,
-
рекомендуемая форма образовательного процесса,
-
специфика аудитории.
За основу подобных рубрикаций могут быть взяты существующие градации, принятые в системе образования, российских и зарубежных стандартах и рубрикаторах (ГРНТИ, ВАК, УДК и др.), практике опубликования информационных ресурсов в телекоммуникационных средах. Публикуемая далее рубрикация типов образовательных электронных изданий и ресурсов представляет собой объединение всех возможных образовательных информационных ресурсов, предусмотренных вышеуказанными стандартами и рубрикаторами.
Типы образовательных электронных изданий
Электронные информационные продукты
-
База данных
-
Презентация (демонстрация)
-
Электронный журнал
-
Электронная газета
-
Мультимедийная запись
-
Электронные представления бумажных изданий и информационных материалов
Сборник научных трудов, статей
-
Газетная/журнальная публикация
-
Инструкция
-
Стандарт
-
Пособие
-
Практическое пособие
-
Практическое руководство
-
Учебник
-
Учебное пособие
-
Хрестоматия
-
Учебно-методическое пособие
-
Учебная программа (курса, дисциплины)
-
Учебный план (курса, дисциплины)
-
Практикум
-
Библиографический справочник
-
Проспект
-
Каталог
-
Альбом, атлас
-
Художественное издание
-
Альманах
-
Антология
-
Реферативный сборник
-
Экспресс-информация
-
Методические указания
-
Сборник тестов
-
Образовательный стандарт
-
Конспект лекций
-
Рекламно-техническое описание
-
Отчет о УНИР
-
Реферат
Программные продукты
-
Автоматизированная система управления учебным заведением
-
Автоматизированная информационно-библиотечная система
-
Программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.)
-
Системное программное обеспечение
-
Прикладное программное обеспечение
-
Пакет прикладных программ
-
Инструментальные средства для создания электронных средств обучения
-
Инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем
-
Инструментальные средства для создания электронных задачников
-
Инструментальные средства для создания электронных тренажеров
-
Инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования
-
Инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов
-
Инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов
Программно-информационные продукты
-
Электронный словарь
-
Электронный справочник
-
Электронная энциклопедия
-
Информационно-поисковая система
-
Информационно-решающая система
-
Экспертная система
-
Электронные средства обучения
Средства теоретической и технологической подготовки
-
Электронный учебник
-
Электронная обучающая система
-
Электронная система контроля знаний
Средства практической подготовки
-
Электронный задачник
-
Электронный тренажер
Комплексные и вспомогательные средства
-
Электронный учебный курс
-
Электронный восстановительный курс
-
Электронный лабораторный практикум
-
Развивающая компьютерная игра
-
Средства психофизиологического тестирования
Специализированные информационные ресурсы сети Интернет
-
Виртуальная библиотека
-
Поисковая система
-
Интернет-каталог
-
Сервис рассылки информации
-
Интернет-трансляция
Универсальную классификацию предметных образовательных областей, фиксируемых для каждого образовательного электронного издания и ресурса, определить однозначно невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными изданиями. На практике могут быть использованы несколько подходов к классификации предметных (образовательных) областей. Одной из наиболее общих, универсальных и распространенных с точки зрения практического использования классификаций предметных (образовательных) областей является классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования.
Классификации возможных типов и форм образовательного процесса, для которых могут разрабатываться образовательные электронные издания, применяемые в общем среднем образовании достаточно четко фиксированы. Выбор типа или формы образования для ОЭИ должен осуществляться в строгом соответствии с нижеследующей классификацией.
Типы образовательной деятельности
-
Очная
-
Очно-заочная
-
Заочная
Формы образовательной деятельности
-
Уроки-лекции
-
Уроки-семинары
-
Практические занятия
-
Лабораторные занятия
-
Учебная игра
-
Учебная исследовательская работа школьников (УИР)
-
Педагогическое измерение и контроль
-
Самостоятельная учебная деятельность школьников
Следует отметить, что фиксация автором образовательного электронного издания или ресурса типа и формы образования носит рекомендательный характер, поскольку конкретные ОЭИ, разработанные для одного типа или формы могут быть достаточно эффективно использованы в учебном процессе, характеризуемом другим набором таких параметров.
Преимущества использования современных информационных технологий при разработке и использовании ОЭИ позволяют максимально адаптировать функционирование таких изданий или ресурсов не только к индивидуальным особенностям каждого участника образовательного процесса, но и к специфике целой аудитории школьников (или пользователей), что дает разработчикам ОЭИ дополнительные возможности по рубрикации и классификации. В связи с этим система параметров ОЭИ должна быть расширена с помощью одного из возможных значений типа аудитории:
-
Школьники
-
Абитуриенты,
-
Администрация учебных заведений,
-
Учителя,
-
Родители.
Исходя из указанных выше возможных параметров-критериев, можно выстроить многоуровневую классификацию образовательных электронных изданий и ресурсов.
Применительно к системе обучения в целом, можно разделить образовательные электронные издания и ресурсы на:
-
ОЭИ, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки РФ по данному учебному предмету (предметной области) общего среднего образования;
-
ОЭИ, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине;
-
ОЭИ - домашние репетиторы;
-
ОЭИ, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников;
-
ОЭИ справочного и энциклопедического характера.
Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для использования в традиционной системе обучения, могут включать все типы программных средств. При этом традиционная система обучения предоставляет широкие возможности для использования ОЭИ в самостоятельной работе учащихся. Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для факультативной работы и углублению знаний по предмету во многом схожи с ОЭИ, нацеленными на использование в традиционной системе обучения. Основное отличие заключается в содержании учебного материала, который может выходить за рамки стандартов и программ системы общего среднего образования.
Классификация образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонентов по методическому назначению
По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
-
обучающие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
-
тренажеры (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
-
контролирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
-
информационно-поисковые и информационно-справочные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
-
демонстрационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
-
имитационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),
-
лабораторные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),
-
моделирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
-
расчетные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),
-
учебно-игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
-
игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),
-
коммуникационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),
-
интегрированные (ОЭИ, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).
Классификация образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонентов по дидактическому назначению
Средства ИиКТ можно разделить на группы в зависимости от формы организации занятия, на которых наиболее целесообразно применение данного вида издания или ресурса. Различают ОЭИ, рекомендованные для применения в ходе проведения уроков-лекций, лабораторных занятий, практических занятий, учебной исследовательской работы, самоподготовки, зачетов и экзаменов школьников. В соответствии с вышеназванными дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение, совершенствование знаний, умений и навыков. Такая градация может быть дополнена благодаря учету при разработке электронных изданий и ресурсов психологически обоснованной последовательности этапов познавательной деятельности, в числе которых:
-
восприятие,
-
осмысление и фиксация знаний,
-
формирование личностного опыта (умений, навыков, профессионально-ориентированной интуиции),
-
проектно-исследовательская и поисковая деятельность.
Образовательные электронные издания и ресурсы по характеру размещения на носителях подразделяются на:
-
однотомные ОЭИ - электронные издания, выпущенные на одном машиночитаемом носителе;
-
многотомные ОЭИ - электронные издания, состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе;
-
электронные серии - серийные ОЭИ, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением и выходящих в однотипном оформлении.
Деление образовательных электронных изданий и ресурсов по форме изложения материала По форме изложения материала образовательные электронные издания и ресурсы могут быть разделены на конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).
Конвекционное ОЭИ соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Подобное ОЭИ реализует информационную функцию обучения.
Программированное ОЭИ основано на обучении по системе "стимул-реакция". Такое издание имеет форму разветвленной или линейной программы и ориентировано, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.
Проблемное ОЭИ базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.
Комбинированное (универсальное) ОЭИ содержит отдельные элементы перечисленных видов ОЭИ.
Образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по технологии их распространения:
-
локальное ОЭИ - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
-
сетевое ОЭИ - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
ОЭИ комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого ОЭИ.
С учетом характера взаимодействия пользователя и ОЭИ различают детерминированные и недетерминированные образовательные электронные издания и ресурсы. Детерминированное ОЭИ - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменены пользователем. Недетерминированное ОЭИ - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.
- Содержание
- 1 Информатизация образования как фактор развития общества
- Информатизация образования
- Информационные революции и информационное общество
- Опасности информационного общества
- Особенности формирования информационного общества в России
- О процессах информатизации в российском образовании
- 2 Цели и задачи использования ИиКт в образовании
- Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКт)
- Средства ИиКт
- Эволюция ИиКт
- Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
- Этапы внедрения современных информационных технологий в образование
- Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся
- 3 ИиКт в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
- Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников
- Классификация оэи по методическому и дидактическому назначению
- Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения
- Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
- 4 ИиКт в активизации познавательной деятельности учащихся
- Интернет в школьном образовании
- Использование активных методов обучения на уроках информатики
- Метод проектов
- Сущность метода проектов
- Основные требования к использованию метода проектов
- Типология проектов
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Телекоммуникационные образовательные проекты
- Параметры внешней оценки проекта
- Рекомендации по организации и проведению учебной телеконференции в школе
- Проведение учебной телеконференции.
- Оценка работы участников учебной телеконференции
- 5 Социальные сервисы сети Интернет
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сетевые социальные сообщества
- Сеть как среда для сообществ
- Современные средства общения в сети Интернет
- Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
- Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
- Тенденция развития сетевых сообществ
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- 6 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения
- Оценка и сертификация электронных дидактических средств
- Требования, предъявляемые к ппс
- Требования к оэи
- 7 ИиКт в учебных предметах
- Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Физика»
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Русский язык»
- Методическая подготовка учителя.