Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
-
организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
-
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
-
интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
-
вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
-
трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
-
комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
-
графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
-
моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
-
повышение эффективности и качества процесса обучения;
-
повышение активности познавательной деятельности;
-
углубление межпредметных связей;
-
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
-
развитие различных видов мышления;
-
развитие коммуникативных способностей;
-
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
-
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
-
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-
развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
-
формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) работа на выполнение социального заказа общества:
-
подготовка информационно грамотной личности;
-
подготовка пользователя компьютерными средствами;
-
осуществление профориентационной работы в области информатики.
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование:
- Содержание
- 1 Информатизация образования как фактор развития общества
- Информатизация образования
- Информационные революции и информационное общество
- Опасности информационного общества
- Особенности формирования информационного общества в России
- О процессах информатизации в российском образовании
- 2 Цели и задачи использования ИиКт в образовании
- Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКт)
- Средства ИиКт
- Эволюция ИиКт
- Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
- Этапы внедрения современных информационных технологий в образование
- Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся
- 3 ИиКт в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
- Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников
- Классификация оэи по методическому и дидактическому назначению
- Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения
- Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
- 4 ИиКт в активизации познавательной деятельности учащихся
- Интернет в школьном образовании
- Использование активных методов обучения на уроках информатики
- Метод проектов
- Сущность метода проектов
- Основные требования к использованию метода проектов
- Типология проектов
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Телекоммуникационные образовательные проекты
- Параметры внешней оценки проекта
- Рекомендации по организации и проведению учебной телеконференции в школе
- Проведение учебной телеконференции.
- Оценка работы участников учебной телеконференции
- 5 Социальные сервисы сети Интернет
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сетевые социальные сообщества
- Сеть как среда для сообществ
- Современные средства общения в сети Интернет
- Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
- Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
- Тенденция развития сетевых сообществ
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- 6 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения
- Оценка и сертификация электронных дидактических средств
- Требования, предъявляемые к ппс
- Требования к оэи
- 7 ИиКт в учебных предметах
- Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Физика»
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Русский язык»
- Методическая подготовка учителя.