Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
Тенденции, наблюдаемые на современном этапе развития общества, характеризуют его как информационное. В связи с этим претерпевают коренные изменения система образования в целом, цепочка педагогического взаимодействия «учитель – ученик» и собственно труд учителя. Творческий поиск учителей связан с применением системы самостоятельных работ, рациональным использованием труда и времени на уроке, дифференцированным подходом к обучению учащихся, созданием собственных методических систем и технологий обучения. Достаточно массовым стало использование лекционно-семинарской системы, проблемных и имитационно-игровых моделей обучения. В то же время, разнообразие дидактических и методических подходов, огромных информационных потоков убеждает в необходимости создания системы конструирования современного урока на основе новых информационных технологий.
«Конструктор» – средство автоматизации работы учителя по подготовке урока информатики, идею которого может с успехом применить учитель любого другого предмета.
Предлагаемый «конструктор» представляет собой набор папок, в котором по различным темам учебной программы по информатике хранятся формулировки целей и учебных задач, варианты мотивации учебной деятельности, планы бесед и лекций, дидактические материалы, рисунки, схемы, таблицы, варианты контроля и коррекции знаний учащихся и т.д.
При создании «конструктора» мы руководствовались представлением об уроке как о сложном педагогическом объекте, который имеет свой состав и строение. Общая структура урока характеризуется следующими компонентами:
-актуализацией уже полученных знаний и освоенных способов действий;
-формированием новых знаний и способов действий;
-применением, то есть формированием умений.
Более конкретные этапы урока можно рассматривать как результат разукрупнения компонентов его общей дидактической структуры. В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:
-
проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний;
-
сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся;
-
организация восприятия и осознания нового материала;
-
обобщение и систематизация знаний;
-
первичная проверка правильности восприятия новых знаний;
-
самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя;
-
осмысление содержания и последовательности практических действий;
-
отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы, теоретическая интерпретация полученных результатов;
-
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
-
повторение, обобщение и систематизация понятий; усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий;
-
проверка знаний учащимися фактического материала;
-
проверка знания учащимися основных понятий;
-
применение знания в стандартных условиях;
-
применение знаний в измененных условиях;
-
обобщение и систематизация учащимися результатов работы;
-
подведение учителем итогов работы на уроке;
-
сообщение и комментирование домашнего задания;
Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяет учителю конструировать различные по своей структуре и назначению уроки, отличающиеся сочетанием их компонентов, значимостью каждого из них, продолжительностью и взаимодействием.
Урок издавна был объектом классификации, но до сих пор в педагогике нет единой типологии уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
– по основным этапам учебного процесса.
Остановимся на классификации уроков по основной дидактической цели, выделим их этапы.
В папках, имя которых совпадает с названием темы курса информатики, находятся вложенные папки, названные в соответствии с этапом урока. В эти папки помещаются файлы с учебно-методическими материалами. В соответствии с выбранной структурой урока учитель имеет возможность легко подобрать учебный материал. Монтаж конспекта урока производится с помощью текстового редактора Word и программы Power Point.
В первом случае мы получаем конспект на бумажном носителе, во втором – его электронную версию или компьютерную демонстрацию.
В случае необходимости учитель имеет возможность корректировать структуру и содержание урока. Использование предложенного нами «конструктора» значительно экономит время для изменения последовательности основных этапов, оптимального подбора видов деятельности, насыщения их соответствующими заданиями и дидактическими материалами.
Эффективность подготовленного таким способом урока зависит от следующих причин: -следует тщательно продумать и осмыслить цели урока; -исходя из конечного результата, точно сформулировать учебные задачи на понятном для ученика языке; -важно обеспечить адекватные содержанию учебного материала и методам обучения формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся; -следует учесть, какой характер деятельности учащихся будет доминировать на уроке; -обязательно прогнозировать конечный результат.
Предлагаемая нами методика конструирования уроков на основе новых информационных технологий не претендует на универсальность. Однако данная модель уже в течение нескольких лет успешно используется для подготовки уроков математики, информатики, химии, биологии и экологии.
Опыт показывает, что каждый учитель в своей работе реализует какую-либо педагогическую идею, применяет индивидуальную методическую «инструментовку». Наш подход к конструированию уроков позволяет построить учебный процесс на основе согласованного и творческого взаимодействия учащихся между собой, с учителем.
- Содержание
- 1 Информатизация образования как фактор развития общества
- Информатизация образования
- Информационные революции и информационное общество
- Опасности информационного общества
- Особенности формирования информационного общества в России
- О процессах информатизации в российском образовании
- 2 Цели и задачи использования ИиКт в образовании
- Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКт)
- Средства ИиКт
- Эволюция ИиКт
- Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
- Этапы внедрения современных информационных технологий в образование
- Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся
- 3 ИиКт в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
- Методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников
- Классификация оэи по методическому и дидактическому назначению
- Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения
- Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
- 4 ИиКт в активизации познавательной деятельности учащихся
- Интернет в школьном образовании
- Использование активных методов обучения на уроках информатики
- Метод проектов
- Сущность метода проектов
- Основные требования к использованию метода проектов
- Типология проектов
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Телекоммуникационные образовательные проекты
- Параметры внешней оценки проекта
- Рекомендации по организации и проведению учебной телеконференции в школе
- Проведение учебной телеконференции.
- Оценка работы участников учебной телеконференции
- 5 Социальные сервисы сети Интернет
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сетевые социальные сообщества
- Сеть как среда для сообществ
- Современные средства общения в сети Интернет
- Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
- Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
- Тенденция развития сетевых сообществ
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- 6 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения
- Оценка и сертификация электронных дидактических средств
- Требования, предъявляемые к ппс
- Требования к оэи
- 7 ИиКт в учебных предметах
- Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Физика»
- Использование ИиКт в учебных процессах по предмету «Русский язык»
- Методическая подготовка учителя.