6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (по О.Г. Приходько):
1) заболевания нервной системы (детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит);
2) врожденная патология двигательного аппарата (врожденный вывих бедра; кривошея; деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз);
3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного мозга, головного мозга, скелета и конечностей); полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов); хондродистрофия; заболевания скелета; системные заболевания.
Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5-7 % детей, из них 89% составляют дети с церебральным параличом (ДЦП).
Из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникают во внутриутробном периоде, 60 в момент родов, 10 после рождения.
При церебральном параличе поражены большие полушария, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции.
Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательной функции, которое происходит в результате задержки становления и неправильного развития статокинетических рефлексов, парезов (неполный паралич, ослабление функций какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражений нервной системы), патологии тонуса.
Возникают также и вторичные изменения:
1) изменения в нервных и мышечных суставах, связках;
2) специфические особенности формирования психической деятельности;
3) расстройства речи, зрения.
Выделяют три периода течения детского церебрального паралича:
1) ранняя стадия (первые месяцы жизни);
2) ранняя резидуальная (первые годы жизни);
3) поздняя резидуальная (с 2—4 до 16 лет).
Существует три степени тяжести двигательного дефекта (по Л.И. Аксеновой):
1) легкая (физический дефект дает возможность свободно передвигаться, не затрудняет социальную адаптацию, интеграция в общество происходит с минимальными ограничениями);
2) средняя (существует потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании);
3) тяжелая (полная зависимость от помощи окружающих).
У детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями.
Патогенетической основой при ДЦП является поражение двигательных систем головного мозга; при прочих нарушениях опорно-двигательного аппарата — повреждения спинного мозга, головного мозга, скелета и конечностей в результате травм или соматических заболеваний различного происхождения.
Основными причинами возникновения ДЦП являются внутриутробная патология, родовая травма, действие которой обычно сочетается с асфиксией. В период после рождения к причинам возникновения ДЦП относят: нейроинфекции (менингит, энцефалит), тяжелые ушибы головы.
Характеристика детей с ДЦП
Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития.
При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех-шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.
2. Уровень работоспособности значительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.
3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности.
Так, при поражении в первой половине беременности будет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны. О.Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с данным дефектом:
1) временная задержка темпов психического развития (при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности имеющая обратимый характер.
4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.
5. Уровень развитие интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствие интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.
6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет восемьдесят процентов. Основными формами речевых нарушений являются задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письменной речи.
7. Внимание: недостаточная концентрация.
8. Восприятие: замедленно.
9. Память: снижен объем механической памяти.
10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) формируется в зависимости от степени ДЦП и тяжести вторичных дефектов.
11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с ДЦП осуществляется в специальных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Педагогические стратегии работы с детьми с ДЦП
Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и психолого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуждаются в условиях специального образования.
В нашей стране для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликлиники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы.
Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями и интересами. Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при условии сохранного интеллекта имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика. Перед поступлением в учебное заведение и трудоустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ).
- Глава I.
- 1.1 Понятие и разделы
- 1.2 Становление и развитие
- 1.3 Сущность коррекционно-педагогической
- Глава II.
- 2.1 Понятие нормы и отклонения
- 2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
- 2.3 Основные виды нарушений поведения у детей
- 2.4 О чем расскажет детский рисунок?1
- 2.5 Система коррекционной помощи
- Глава III.
- 3.1 Педагогическая работа с дошкольниками
- 3.2 Эмоциональная депривация
- 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания
- 3.4 Адаптация ребенка к доу
- 3.5 Коррекция дефектов детской речи
- 3.6 Коррекция детских страхов
- 3.7 Организация коррекционной работы в доу
- 3.8 Логоритмика
- Глава IV.
- 4.1 Педагогическая коррекция в начальной школе
- 4.2 Проблема готовности ребенка к школе
- 4.3 Трудности в обучении 3
- 4.4 Психолого-педагогическая коррекция
- 4.5 Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
- 4.6 Дискалькулия – неспособность к арифметике
- 4.7 Что такое диспраксия?
- 4.8 Гиперактивный ребенок в школе
- 4.9 Школьные трудности леворуких детей
- Глава V.
- 5.1 «Трудные» подростки
- 5.2 Категории «трудных» подростков
- 5.3 Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
- 5.4 Проблемы перевоспитания «трудных» подростков
- 5.5 Коррекционная работа
- Глава VI.
- 6.1 Больные дети, дети-инвалиды…
- 6.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
- 6.3 Дети с нарушениями слуха
- Н арушения
- 6.4 Дети с нарушениями зрения
- 6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 6.6 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- 6.7 Образование при аутизме
- 6.8 Основные виды специальных школ
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.