logo
Андреева О

5.5 Коррекционная работа

С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

При работе с «трудными» подростками первая задача классного руководителя – сформулировать гипотезу, объясняющую механизм возникновения девиантного поведения; акцентировать внимание на основных проблемах, требующих решения, на причинах отклонения.

Учителя должны хорошо представлять себе возможные причины появления девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о включении в работу смежных специалистов. Только при соблюдении этих условий могут быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной деятельности и достигнут определенный успех.

Какие существуют подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения в образовательном учреждении?

Помимо массовых мероприятий – лекций и акций («день здоровья», «день борьбы с курением» и др.), желательно проводить программы с целью развития личности учащихся, повышения их социальной и психологической компетентности.

Ниже перечислены основные виды деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения школьников.

Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.

Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, профориентации, социально-бытовых навыков, подготовки к семейной жизни и т.п.).

Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения).

Альтернативная деятельность – вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовых мастерских; внедрение видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний и т.п.);

Укрепление здоровья (внедрение здоровьесберегающих технологий).

Программы психологической коррекции эмоциональных нарушений – тревожности, страхов, гиперактивности, агрессии и др.

Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая работа с родителями (например, ведение тренингов родительской эффективности – обучение навыкам общения с детьми и поведению в сложных ситуациях); индивидуальное и семейное педагогическое консультирование.

Коррекционно-развивающие программы школьной дезадаптации (развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций; нейропсихологическая коррекция нарушений психического развития).

Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. В условиях образовательного учреждения это может быть социально-психологическая служба, специалисты которой готовы поддержать учащихся и членов их семей, содействовать в получении необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, оказываемой смежными организациями.

Рекомендации к плану воспитательной работы с подростками

Краткий анализ и характеристика учащихся класса.

Общие задачи воспитательной работы.

Важнейшими являются:

Разделы плана.

  1. Работа с коллективом учащихся по реализации целевых Программ «Твое призвание», «Культура и личность», «Мир человека», «Творчество и самотворчество», «Безопасное поведение», направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию дмопознания и самовоспитания, самореализации.

  2. Деятельность детей. Включение «трудных» в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений, КТД «Истина», «Красота», «Интеллект», «Добро». Классное самоуправление. Самодиагностика личности «трудного».

  3. Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости – главных психологических предпосылок трудновоспитуемости в этом возрасте. Стремление вывести школьника на осознание безнравственности поведения, на восполнение пробелов в социальном развитии ребенка, формирование социально значимых качеств, формирование ответственности за свое будущее, воспитание требовательности к себе.

Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной «Я - концепции». Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и ток-сическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и само- внушение.

4. Половое просвещение «трудных» подростков. Помощь в решении проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени «трудных» школьников

Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг – острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.

Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день – до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.

Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт само-утверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. Для этого необходимо:

    1. Изучение интересов и способностей детей.

    2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.

    3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

    4. Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

    5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных» и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

    6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Функционал работников школы и социума

в работе с «трудными» ПРДРОСТКАМИ

Директор школы

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий.

Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, деткой среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог

Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способсвует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обепечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Классный руководитель

Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, с педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Школьный психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений ит.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Учителя-предметники

Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной коррекционной работы на уроке.

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет по профилактике правонарушений

Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с «трудными» детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

Доказано, что те, кто получает эффективную поддержку от значимых для них людей и общественных групп, легче справляются со стрессами, лучше социально адаптированы и более устойчивы к развитию заболеваний и отклонений в поведении.

Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт – лучшие помощники воспитателя.