3.7 Организация коррекционной работы в доу
Своевременная коррекционно-педагогическая помощь детям в дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат.
Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть организовано в 2-х направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.
Первое направление обеспечивается психолого-медико-педагогическим консилиумом, куда входят: логопед, учитель-дефектолог, практический психолог или учитель начальных классов, мед.работник.
1. Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным диагностическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума.
В обязанности консилиума входит:
изучение состояния здоровья ребенка (медицинское);
выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение);
изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в детском саду);
установление уровня обучаемости и выявление запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни, до грамматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).
Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного его состоянию подхода со стороны взрослых, выделение сильных сторон, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития и результатов педагогической работы.
2. Коррекционно-развивающее образование предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекционно-индивидуальных недостатков развития.
Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ.
Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом с группой (10 чел.) или по подгруппам (5-6 чел.). Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Дефектолог проводит диагностическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируются в протоколах, что помогает ему планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций. Аналогично этому организуется работа психолога и логопеда.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре проводят занятия с целой группой детей, придавая важное значение коррекционной работе в процессе занятий.
Организация указанных видов работ может осуществляться в коррекционно-развивающих группах общеобразовательных детских садов, комбинированного типа, а также компенсирующего вида с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием.
Для детей, не посещающих детские сады, могут открываться группы кратковременного пребывания. В этом случае ребенок может приходить на занятия к логопеду, дефектологу, психологу или на общеразвивающие занятия в зависимости от потребностей в коррекции. Кроме того помощь ребенку может быть оказана специалистами рай(гор)ПМПК, реабилитационных, психолого-педагогических и медико-социальных (ППМС) центров.
Необходимо также включать родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.
В более невыгодном положении находятся дети, которые не охвачены дошкольным образованием. Наблюдение за такими детьми должны осуществлять районные (городские) поликлиники, при согласии родителей.
Внедрение в практику ДОУ интегрированного образования позволит расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой.
Однако, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна при наличии в ДОУ соответствующего:
- материально-технического
- программно-методического
- кадрового обеспечения.
- Глава I.
- 1.1 Понятие и разделы
- 1.2 Становление и развитие
- 1.3 Сущность коррекционно-педагогической
- Глава II.
- 2.1 Понятие нормы и отклонения
- 2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
- 2.3 Основные виды нарушений поведения у детей
- 2.4 О чем расскажет детский рисунок?1
- 2.5 Система коррекционной помощи
- Глава III.
- 3.1 Педагогическая работа с дошкольниками
- 3.2 Эмоциональная депривация
- 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания
- 3.4 Адаптация ребенка к доу
- 3.5 Коррекция дефектов детской речи
- 3.6 Коррекция детских страхов
- 3.7 Организация коррекционной работы в доу
- 3.8 Логоритмика
- Глава IV.
- 4.1 Педагогическая коррекция в начальной школе
- 4.2 Проблема готовности ребенка к школе
- 4.3 Трудности в обучении 3
- 4.4 Психолого-педагогическая коррекция
- 4.5 Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
- 4.6 Дискалькулия – неспособность к арифметике
- 4.7 Что такое диспраксия?
- 4.8 Гиперактивный ребенок в школе
- 4.9 Школьные трудности леворуких детей
- Глава V.
- 5.1 «Трудные» подростки
- 5.2 Категории «трудных» подростков
- 5.3 Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
- 5.4 Проблемы перевоспитания «трудных» подростков
- 5.5 Коррекционная работа
- Глава VI.
- 6.1 Больные дети, дети-инвалиды…
- 6.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
- 6.3 Дети с нарушениями слуха
- Н арушения
- 6.4 Дети с нарушениями зрения
- 6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 6.6 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- 6.7 Образование при аутизме
- 6.8 Основные виды специальных школ
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.