logo
Андреева О

3.7 Организация коррекционной работы в доу

Своевременная коррекционно-педагогическая помощь детям в дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат.

Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть организовано в 2-х направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.

Первое направление обеспечивается психолого-медико-педагогическим консилиумом, куда входят: логопед, учитель-дефектолог, практический психолог или учитель начальных классов, мед.работник.

1. Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным диагностическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума.

В обязанности консилиума входит:

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного его состоянию подхода со стороны взрослых, выделение сильных сторон, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития и результатов педагогической работы.

2. Коррекционно-развивающее образование предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекционно-индивидуальных недостатков развития.

Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом с группой (10 чел.) или по подгруппам (5-6 чел.). Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Дефектолог проводит диагностическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируются в протоколах, что помогает ему планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций. Аналогично этому организуется работа психолога и логопеда.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре проводят занятия с целой группой детей, придавая важное значение коррекционной работе в процессе занятий.

Организация указанных видов работ может осуществляться в коррекционно-развивающих группах общеобразовательных детских садов, комбинированного типа, а также компенсирующего вида с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием.

Для детей, не посещающих детские сады, могут открываться группы кратковременного пребывания. В этом случае ребенок может приходить на занятия к логопеду, дефектологу, психологу или на общеразвивающие занятия в зависимости от потребностей в коррекции. Кроме того помощь ребенку может быть оказана специалистами рай(гор)ПМПК, реабилитационных, психолого-педагогических и медико-социальных (ППМС) центров.

Необходимо также включать родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

В более невыгодном положении находятся дети, которые не охвачены дошкольным образованием. Наблюдение за такими детьми должны осуществлять районные (городские) поликлиники, при согласии родителей.

Внедрение в практику ДОУ интегрированного образования позволит расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой.

Однако, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна при наличии в ДОУ соответствующего:

- материально-технического

- программно-методического

- кадрового обеспечения.