4.4 Психолого-педагогическая коррекция
ПРИ НАРУШЕНИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологические и педагогические факторы так переплетены и взаимосвязаны в процессе обучения, что разделить их можно только весьма условно. Например, по внешним признакам: к педагогической коррекции относят все формы дополнительных специальных занятий, репетиторство. Содержание педагогической коррекции – это возврат к неусвоенным разделам программы, без которых ученик не может успешно двигаться дальше, то есть повторное изучение плохо понятого учебного материала. Педагог-репетитор не анализирует психологические причины плохого понимания, а просто помогает ребенку всеми имеющимися в его распоряжении педагогическими приемами сделать непонятное понятным и прочно запомнившимся.
Педагогическая коррекция – это дополнительные занятия, проводимые педагогом для усвоения требуемых программой знаний, умений и навыков, которые ребенок не может усвоить самостоятельно, когда большинство детей с этим справляются. (Если с программой не справляется большинство детей, то коррекции должны быть подвергнуты факторы учебного процесса: сама программа, методика преподавания, стиль педагогического общения и т. Д.)
Обычные приемы, используемые в педагогической коррекции – это объяснение, многократное повторение, упражнение, одобрение и порицание. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы ребенок восстановил свою «учебную компетентность» и смог затем учиться самостоятельно. Однако иногда причиной неуспеваемости могут быть нарушения в развитии интеллектуальнойсферы или личностной сферы, и тогда необходима еще и психологическая коррекция.
Психологическая коррекция при неуспеваемости (иногда ее определяют как «психологическая помощь», «поддержка», «сопровождение» – различия между этими понятиями в данном случае несущественны) предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательных способностей вообще, а не усвоение отдельной учебной дисциплины.
Анализ особенностей познавательной деятельности неуспевающих школьников показал, что у них имеются два фундаментальных отличия от успевающих.
Первое – различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в том, что «успевающие» проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы пояснить для себя то, что непонятно. «Неуспевающие», поставленные перед необходимостью решения какой-либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит в голову.
При этом для них более важным является НЕ ПРОЯСНЕНИЕ ДЛЯ СЕБЯ какой-то информации, а ОЦЕНКА ИХ ОТВЕТА ВЗРОСЛЫМ, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: «Так?» «Я правильно сказал?» Однако если детей специально побуждают задавать вопросы о том, что им непонятно, то они «научаются спрашиванию» и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно.
Таким образом, ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЭТО СТИМУЛЯЦИЯ И ПОДДЕРЖКА РАЗНООБРАЗНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЙ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
Первое из обязательных условий для развития познавательной активности детей – именно эмоциональное подкрепление. Когда ребенок проявляет интерес к чему-либо, следует помочь ему этот интерес реализовать. Для этого лучше всего «присоединиться» к его интересу и исследовать вместе с ним факт или явление, которые привлекли его внимание. В ходе такого совместного исследования может быть реализовано второе условие для развития познавательной активности – обучение различным стратегиям умственных действий, иными словами, как думать; как задавать вопросы – другим или себе, чтобы что-то лучше понять; а также избавление от страха сделать ошибку, потому что ошибка – это тоже шаг на пути к познанию. И это не обязательно делать на материале именно школьной программы – можно использовать любые сферы окружающей жизни.
В случае если у ребенка уже сложилось стойкое негативное отношение и к школе, и к процессу обучения, то на первых этапах психологической коррекции, может быть, лучше вообще исключить учебный материал из занятий по развитию познавательных способностей.
Одна из главных задач психологической коррекции – ВОССТАНОВИТЬ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ. Речь идет именно о восстановлении, потому что, как показывают психологические исследования, существует врожденная «фундаментальная человеческая потребность извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле» (Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М, 1985).
Идея о «произвольном контроле» является ключом к пониманию причины, по которой эта замечательная потребность у ребенка может снижаться. Такой причиной является насильственное ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности ребенка часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются часто только с точки зрения взрослого, не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского суждения.
При построении внутреннего образа окружающего мира (а именно расширением и уточнением этого образа занимается школа) любой человек стремится к согласованности своих представлений и соответствию их реальности, что проверяется действиями, основанными на этих представлениях. Осознание несоответствия своего образа мира и реальности, естественно, ведет к желанию избавиться от этого несоответствия. И здесь наблюдаются две принципиально различные позиции.
1.Одни люди самостоятельно ищут такие несоответствия, им доставляет удовольствие процесс прояснения сути вещей, которых они не понимают, это «будоражит их разум».
2. Другие, наоборот, боятся осознать свою ошибку, стараются защититься от этого осознания, уходят от решения проблем, что ведет к интеллектуальной пассивности.
Поэтому при восстановлении желания учиться путь психологической коррекции – поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий, создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата. Как это сделать решает специалист (или просто очень заинтересованный взрослый) в каждом случае индивидуально.
Природа здесь дает подсказку: в жизни ребенка существует деятельность, которая доставляет удовольствие сама по себе, независимо от цели – это ИГРА. Вообще у нормально развивающегося ребенка-дошкольника игра и познавательная активность практически неразделимы. Вероятно, в данном случае можно провести аналогию с педагогической коррекцией: идет возврат и повторение неэффективно «довольсго» материала. В психологической коррекции школьников с нарушениями учебной деятельности следует вернуться на предыдущую ступеньку возрастного развития и еще раз пройти по ней, чтобы легче было двигаться дальше.
Третье условие для развития познавательной активности – укрепление положительной самооценки ребенка. Иногда уже у дошкольников складывается негативное представление о своих способностях. Из психологических исследований отношений детей к решению познавательных задач известно, что часть детей, оказавшись перед необходимостью проявить познавательную активность, реагируют высказываниями типа «Я не могу», «Я глупый», «Я не знаю, как это сделать» или даже «Я тупой».
Иногда в качестве программы психологической коррекции для не справляющихся с учением школьников предлагаются различные системы «развивающих занятий» для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Их развивающий эффект и последующее влияние на учебную деятельность определяются тем, насколько они ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ для ребенка, потому что дополнение тягостных школьных занятий такими же тягостными «развивающими занятиями» может привести к обратному, ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
Более эффективным представляется включение тренинговых упражнений в игровой форме непосредственно в процесс обучения, особенно это важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых учебных предметов.
Материалы взяты из сайта: http://edu.of.ru/School215/default.asp?)ob_no=6252
- Глава I.
- 1.1 Понятие и разделы
- 1.2 Становление и развитие
- 1.3 Сущность коррекционно-педагогической
- Глава II.
- 2.1 Понятие нормы и отклонения
- 2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
- 2.3 Основные виды нарушений поведения у детей
- 2.4 О чем расскажет детский рисунок?1
- 2.5 Система коррекционной помощи
- Глава III.
- 3.1 Педагогическая работа с дошкольниками
- 3.2 Эмоциональная депривация
- 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания
- 3.4 Адаптация ребенка к доу
- 3.5 Коррекция дефектов детской речи
- 3.6 Коррекция детских страхов
- 3.7 Организация коррекционной работы в доу
- 3.8 Логоритмика
- Глава IV.
- 4.1 Педагогическая коррекция в начальной школе
- 4.2 Проблема готовности ребенка к школе
- 4.3 Трудности в обучении 3
- 4.4 Психолого-педагогическая коррекция
- 4.5 Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
- 4.6 Дискалькулия – неспособность к арифметике
- 4.7 Что такое диспраксия?
- 4.8 Гиперактивный ребенок в школе
- 4.9 Школьные трудности леворуких детей
- Глава V.
- 5.1 «Трудные» подростки
- 5.2 Категории «трудных» подростков
- 5.3 Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
- 5.4 Проблемы перевоспитания «трудных» подростков
- 5.5 Коррекционная работа
- Глава VI.
- 6.1 Больные дети, дети-инвалиды…
- 6.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
- 6.3 Дети с нарушениями слуха
- Н арушения
- 6.4 Дети с нарушениями зрения
- 6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 6.6 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- 6.7 Образование при аутизме
- 6.8 Основные виды специальных школ
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.