4.9 Школьные трудности леворуких детей
Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.
Что это — боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он “другой”? Чаще всего — это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.
Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Левшами являются около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.
Леворукость – это не патология и не недостаток развития.
Однако предрассудки живучи. “Я умом все понимаю, — объясняет мама леворукого мальчика, — понимаю, что это не порок, но смотреть, как он пишет левой рукой, не могу”. Ребенок очень тонко чувствует отношение взрослых, а тем более мамы. Даже если она ничего не говорит, малышу все скажет ее взгляд, мимика, жест. Негативное отношение скрыть трудно.
Стремление сделать леворуких “такими, как все”, “выровнять”, а иногда еще и “гармонично развить” создало проблему их переучивания. У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. Все реже встречаются семьи, где ребенка переучивают родители. Однако нередко упорствуют бабушки и дедушки.
Вопросы, на которые чаще всего просят ответить родители леворуких детей, типичны:
Действительно ли они “другие”, “особенные”?
В чем проявляются эти особенности?
Нужно ли переучивать ребенка или стоит довериться природе и дать ему возможность развиваться так, как он развивается, и работать той рукой, дкой удобнее и легче?
Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами?
Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая «рукость») является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.
Среди детей с различными формами школьной дезадаптации правшей гораздо меньше, чем левшей. Для значительной части последних в начальной школе характерны трудности формирования навыков письма, чтения, счета. Это вовсе не значит, что они оказываются менее способными. Дело в том, что «разрешение» писать ведущей рукой не решает всех проблем левши, оказавшегося в образовательной системе, созданной для правшей. Для того чтобы понять это, вспомните «Алису в Зазеркалье», сочиненную левшой Льюисом Кэрроллом. В описанном мире все было наоборот: часы шли справа налево, близкое оказывалось далеким и т.д. Эти примеры могут очень наглядно показать особенности пространственных представлений ученика-левши. Его привычные проблемы – стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении лево-право, а иногда и выше-ниже.
Особенности познавательной сферы леворукого ребенка:
Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;
Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;
Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Вместе с тем практически все дети-левши обладают огромными возможностями контролировать свою психическую деятельность. Во многих случаях они вынуждены дотигать нужных результатов обходным путем, находя зачастую весьма неожиданные, на взгляд правшей, дополнительные внешние или внутренние средства. Например, «зеркальное» письмо – достаточно распространенное явление в начальной школе, особенно часто встречающееся у левшей. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания элементов букв и цифр.
Упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:
Копирование различных фигур и их сочетаний.
Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.
Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.
Нарисуй квадрат.
- поставь точку посередине сверху над квадратом;
- поставь точку посередине снизу под квадратом;
- поставь точку справа посередине;
- поставь точку слева посередине.
Нарисуй прямоугольник и поставь точки:
- в правом верхнем углу,
- в левом верхнем углу,
- в середине верхней стороны,
- в середине нижней стороны,
- соедини эти точки прямыми линиями.
Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.
Трудности при обучении чтению
Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:
- перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
- могут быть замены букв близкими по конфигурации,
- «перескок» через строку и тому подобные нарушения.
Педагогам необходимо обратить особое внимание!
Если леворукий ребенок поздно начал говорить,
если плохо произносил или дифференцировал звуки,
если его речь бедна и невыразительна –
все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.
Советы педагогам и родителям леворуких детей
Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Диагностика леворукости
Иногда мы задаемся вопросом – как определить, не левша ли ребенок? Для начала рассмотрим, когда вообще имеет смысл это утверждение и можно провести диагностику леворукости ребенка. Разумеется, какие-то признаки того, что ребенок левша, можно выявить уже довольно рано, однако до возраста 4-5 лет подобные выводы делать рано.
Начиная с момента, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов (в возрасте от 4-5 месяцев) и до возраста 2-2,5 лет, происходят периодические изменения в предпочтениях использования той или иной руки. Далее до возраста 4-4,5 лет дети примерно одинаково успешно пользуются обеими руками, с легкостью выполняя одно и то же действие и правой, и левой рукой, часто упражняются, перекладывая предметы из одной руки в другую. И лишь с возраста около 4,5 лет, у ребенка начинает формироваться уже устойчивое предпочтение той или иной руки.
Начиная с этого возраста можно делать заключения о том – левша ли ваш ребенок, для этого вы можете внимательно понаблюдать за тем, как ваш ребенок выполняет ряд бытовых действий, когда нужно одной рукой удерживать предмет (пассивная рука), а второй производить активные действия (ведущая рука). Уже на основании этих наблюдений вы может сделать первые выводы. Чтобы ваши выводы были более убедительными, используйте некоторые задания для определения ведущей руки, предложив ребенку поиграть (очень важно, чтобы ребенок делал то, что вы ему предлагаете, не задумываясь, поэтому не стоит предупреждать его о реальной цели выполнения ваших заданий). Кроме этого, обратите внимание на то, что сидеть вам следует напротив ребенка и все предметы класть на стол примерно посередине, чтобы ребенку не было чисто физически легче и удобнее доставать их какой-то одной из рук. Чтобы ваше тестирование не выглядело навязчивым, и малыш не устал, разбейте задания по времени и предлагайте малышу по одному – два в виде игр. Не торопитесь, помните, вы же взялись за исследование особенностей вашего малыша, а не диагностируете серьезное заболевание под названием левша, которое срочно нужно будет лечить.
Каждое задание вы можете провести, попросив малыша выполнить то же самое и другой рукой, и отметить, так же ловко и быстро у него это получается или наблюдается явное превосходство одной из рук.
Итак, возможные задания для диагностирования леворукости ребенка:
Нанизывание бусин на шнурок;
Рисование простых форм (или свободный рисунок по желанию ребенка);
Кидание мяча;
Открывание крышек коробок;
Откручивание крышек баночек;
Конструирование из кубиков;
Наматывание нитки на катушку;
Переливание воды из одного сосуда в другой;
Чистка щеткой;
Вылавливание предметов ситом;
Питье из стакана.
Различные подобные задания вы можете придумать в большом количестве и самостоятельно. Составьте таблицу, в которой будете отмечать, какой рукой (или обеими) у ребенка лучше получается выполнять то или иное действие. Говорить об устойчивом предпочтении той или иной руки можно в случае, если хотя бы 70% заданий наиболее успешно выполнялись именно ей, в то время как другой рукой получалось значительно хуже.
Для определения ведущей руки можно предложить ребенку выполнить задания несколько другого рода:
Сложить руки на груди (ведущая рука оказывается сверху и видна от локтя до запястья);
Сложить пальцы замком (большой палец ведущей руки оказывается сверху);
Аплодисменты (ведущая рука всегда сверху);
Сложить ладони вплотную друг к другу (пальцы ведущей руки как правило на 1-2мм длиннее).
Все эти задания так же можно попробовать выполнить и другой рукой, если при этом возникают затруднения, можно говорить об уверенном предпочтении той руки, при использовании которой трудностей не возникает. Для диагностики «левша ли ребенок», также можно использовать опросник М.Аннет (этот вариант для взрослых, но его легко адаптировать для ребенка):
Какой рукой Вы пишете?
Какой рукой бросаете мяч?
Какой рукой держите ракетку для игры в теннис или бадминтон?
Какой рукой зажигаете спичку?
Какой рукой режете ножницами бумагу?
Какой рукой вставляете нитку в иглу?
Какой рукой режете хлеб?
Какой рукой расчесываетесь?
Какой рукой будете раздавать карточки из колоды?
Какой рукой держите молоток?
Какой рукой держите зубную щетку?
Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?
Ответы оцениваются в баллах – чаще правой +1, только правой +2, чаще левой -1, только левой -2, любой, без разницы 0 баллов. По итогам тестирования можно сделать вывод о предпочтении той или иной руки. Результаты от +24 до +9 баллов говорят о разной степени выраженности праворукости, от +8 до -8 баллов – предпочтение ни одной руки не выражено (люди, одинаково использующие и правую, и левую руки, называются амбидекстрами), леворукость – от -9 до -24 баллов.
Помните, если ребенок левша, ни в коем случае не стремитесь во что бы то ни стало исправить ситуацию, это всего лишь особенность ребенка, а не болезнь.
- Глава I.
- 1.1 Понятие и разделы
- 1.2 Становление и развитие
- 1.3 Сущность коррекционно-педагогической
- Глава II.
- 2.1 Понятие нормы и отклонения
- 2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
- 2.3 Основные виды нарушений поведения у детей
- 2.4 О чем расскажет детский рисунок?1
- 2.5 Система коррекционной помощи
- Глава III.
- 3.1 Педагогическая работа с дошкольниками
- 3.2 Эмоциональная депривация
- 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания
- 3.4 Адаптация ребенка к доу
- 3.5 Коррекция дефектов детской речи
- 3.6 Коррекция детских страхов
- 3.7 Организация коррекционной работы в доу
- 3.8 Логоритмика
- Глава IV.
- 4.1 Педагогическая коррекция в начальной школе
- 4.2 Проблема готовности ребенка к школе
- 4.3 Трудности в обучении 3
- 4.4 Психолого-педагогическая коррекция
- 4.5 Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
- 4.6 Дискалькулия – неспособность к арифметике
- 4.7 Что такое диспраксия?
- 4.8 Гиперактивный ребенок в школе
- 4.9 Школьные трудности леворуких детей
- Глава V.
- 5.1 «Трудные» подростки
- 5.2 Категории «трудных» подростков
- 5.3 Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
- 5.4 Проблемы перевоспитания «трудных» подростков
- 5.5 Коррекционная работа
- Глава VI.
- 6.1 Больные дети, дети-инвалиды…
- 6.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
- 6.3 Дети с нарушениями слуха
- Н арушения
- 6.4 Дети с нарушениями зрения
- 6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 6.6 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- 6.7 Образование при аутизме
- 6.8 Основные виды специальных школ
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.