3.2 Эмоциональная депривация
как фактор патологии развития детей2
В жизни многих людей бывает так, что им долго не удается создать семью, им часто тяжело знакомиться с людьми, заводить дружбу, контактировать с другими... Почему так происходит? Что мешает этим людям быть активными, работать, наслаждаться жизнью, любить? Только ли это заниженная самооценка и боязнь нового?
Психологи часто говорят, что в большой степени на такие проблемы влияет эмоциональная депривация (лишение). Это значит, что если в детстве, особенно в раннем, ребенок был лишен внимания, заботы, ласки, чувства защищенности со стороны родителей, то в дальнейшем это может проявиться в различных и иногда довольно серьезных психологических или даже психических проблемах.
Так ли это на самом деле? Попробуем в этом разобраться и начнем, как водится, с понятия депривации и того, каковы ее последствия у животных.
Психическая, эмоциональная депривация — это состояние, которое возникает в тех случаях, когда человеку (или даже животному) не предоставляется возможности удовлетворить свои базовые, жизненные потребности в течение того времени и в той мере, в какой ему это необходимо.
Когда ребенок рождается, ему нужно, помимо тепла и еды, еще и что-то другое: контакт с материнским лицом, телом, да и просто ощущение ее присутствия где-то рядом. И даже если у малыша еще не сформировалась такая потребность, все равно важно удовлетворить ее в первую очередь.
Чтобы исследовать важность депривации, проводились разнообразные эксперименты. Так, были взяты две группы собак из одного и того же помета. Щенки в первой группе содержались все вместе и могли беспрепятственно общаться друг с другом. Животные из второй группы размещались по «одиночным» клеткам и были, таким образом, предоставлены только сами себе. Когда щенят из этих двух групп сравнили между собой, оказалось, что животные из изолированных клеток более боязливы и подвержены влиянию окружающей среды, чем те, которые содержались все вместе.
Но животные — это одно, а люди, как известно, совсем другое. Понятно, что подобные опыты не могли проводиться на детях; для того, чтобы как-то восполнить информационный пробел, такие исследования проводились на взрослых добровольцах. Эти люди, физически и психически здоровые, помещались по одному в звуконепроницаемые камеры. Им на глаза надевались очки, пропускавшие только рассеянный свет, в уши вставлялись резиновые беруши, а руки покрывались специальными материалами, сводящими тактильные ощущения испытуемого к минимуму. В таком виде человек должен был лежать на кровати, ничего не делая, и двигаться только по необходимости — есть и посещать туалет...
Изменения, которые произошли с этими людьми, стали заметны уже через несколько часов. У них нарушилось мышление, внимание не удавалось сосредоточить на чем-то одном, увеличилась внушаемость, а настроение стало очень неустойчивым: могло колебаться от раздражения до веселья буквально в течение нескольких минут.
Кроме этого, у испытуемых снизилась умственная деятельность: даже по выходе из этого эксперимента они в течение суток не могли решать достаточно простые математические примеры. Поэтому не было ничего удивительного в том, что большинство добровольцев после трех суток такого «сенсорного голода» отказались продолжать участвовать в эксперименте. С теми, кто остался, происходили куда более серьезные вещи.
Сначала у них перед глазами начинали мерцать точки и черточки, но скоро они превратились в самые настоящие, разноцветные и очень реальные галлюцинации, которые сопровождались различными нелепыми идеями, которые никак не были связаны с реальной действительностью — то, что в психиатрии принято называть бредом. Причем это были не просто субъективные наблюдения врачей: в данный период у добровольцев выявлялись четкие патологические изменения на электроэнцефалограмме... Иными словами, у испытуемых на основе сенсорной депривации развился настоящий психоз.
А что может происходить с новорожденными детьми, если поместить их в схожие условия? Наверное, у них не будет таких же сильных изменений. Ведь и щенята, помещенные в изолированные клетки, тоже чувствовали себя там вполне комфортно. Но это только там. При попадании в «реальный мир» такие животные пугались, а здоровые щенки, оказавшись в изолированных клетках, просто изнывали от скуки: по сути, общаясь друг с другом, они были «умнее», чем их одинокие собратья.
Скорее всего, нечто похожее происходит и у маленьких детей: в глубинных пластах их психики формируются сначала неявные изменения, которые позже, во взрослой жизни, оказывают влияние на всю последующую жизнь человека.
Судьба таких детей может сложиться по-разному. У кого-то из них не было родителей, у кого-то они были, но по тем или иным причинам не могли уделять своим детям достаточно внимания. Что же может происходить с ребенком, когда его депривируют, по сути, самыми важными для него людьми на раннем этапе развития — родителями? Постараемся в этом разобраться и начнем, разумеется, с самого важного человека в жизни малыша — с его мамы.
МАТЬ
Ни для кого не секрет, насколько важна фигура матери для того, чтобы ребенок мог расти и развиваться гармоничной и душевно богатой личностью. Насколько сильно ее влияние на ребенка в разные временные отрезки его жизни?
Когда ребенок рождается, ему страшно. Очень страшно. И он будет бесконечно благодарен тому человеку, который спасет его от хаоса того нового мира, в который его так неожиданно «выпихнули». Ему нужен человек, рядом с которым в этот критический момент он сможет выжить. Человек, который даст безопасность, пищу и тепло. Этим человеком может быть мать ребенка, и для того, чтобы он ощутил, что не один, ему нужно почувствовать своим телом тело матери.
Это очень важно, и когда здорового, только что родившегося ребенка выкладывают на живот матери, это дает ему что-то действительно неоценимое. Наверное, можно даже сказать, что после этого многое в жизни такого маленького человечка будет идти хорошо.
Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Недоношенные, больные дети сразу же отделяются от матери, и женщина может прикоснуться к своему сыну или дочери иногда только через месяц после рождения, а то и еще позже...
Что же происходит с ребенком, если целый месяц он лишен матери, а руки, прикасающиеся к нему, всегда чужие и каждый раз разные? Если в самые ранние сроки после рождения ребенок не смог почувствовать близкое присутствие матери, то у этого ребенка часто нарушается так называемое «базовое доверие к миру».
То есть, если с рождения ребенок «знает», что мать всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он «знает», что никогда не останется один. А раз так, то у него со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще. Такой ребенок, когда вырастает, уверен, что «мир не без добрых людей», причем эти добрые люди в его жизни всегда находятся.
Если же в такой критический период, как первые дни и месяцы после рождения, матери рядом нет и ребенку, грубо говоря, «не на кого положиться», то это самое «базовое доверие к миру» не формируется. В результате, если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще будет. И когда такой ребенок вырастет, то ему будет сложно доверять людям, «открываться» им.
Но доверие — это всегда двухсторонний процесс, и если он никому не сможет довериться, значит, и ему никто не будет доверять, и тогда у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом. Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир — это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут».
Так что последствия лишения ребенка материнского общения — это, наверное, самая страшная душевная пытка, которую можно совершить над человеком, причем главным образом мучительная своими последствиями: одиночеством, коммуникативными и прочими проблемами... Но, несмотря на это, какие-то вещи можно скоррегировать. Правда, для этого нужно помнить и о многом другом. Например, об отце...
ОТЕЦ
Считается общепризнанным, что мать чрезвычайно важна для ребенка. Она дает ему жизнь, выкармливает его и ставит на ноги. Но роль мужчины в жизни каждого ребенка также крайне важна. Так, если считается, что мать приводит ребенка в мир, то отец «приводит его к людям». Попробуем разобраться, как это происходит.
Для девочки отец — это не просто папа, это некий образ, идеал, благодаря которому она в дальнейшем будет выбирать себе партнера. Если же у девочки по каким-то причинам нет отца (он умер или ушел из семьи), есть риск развития патологии характера, прежде всего по истерическому типу. Наиболее «опасный» в связи с этим возраст для девочек — младший дошкольный, когда эмоциональный контакт с отцом для них особенно важен.
Для мальчика отец — это прежде всего образец для подражания, идеал, с которого он будет «лепить» себя самого. Для него «опасный» возраст — старший дошкольный, когда мальчик постепенно начинает идентифицировать себя с мужчиной, к этому времени формируется поло-ролевое поведение.
У любого человека есть два родителя. Просто когда отца нет (например, если мальчик воспитывается мамой и бабушкой), то бабушка, более ласковая и не такая строгая, часто становится для ребенка психологической «мамой», а настоящая мама, более строгая и требовательная, становится «папой».
Если мать воспитывает ребенка одна, то она одна становится ему и мамой, и папой одновременно. Конечно, она любит своего ребенка, но все-таки ей сложно тянуть на себе одной эмоциональный и физический груз обоих родителей. И волей-неволей получается так, что у мамы, с головой погруженной в зарабатывание денег (папина часть работы) и домашние дела (мамина часть), совершенно не остается времени на то, чтобы просто побыть с ребенком, пообщаться с ним.
И часто в результате такой депривации ребенок предоставлен сам себе, а то и вовсе никому не нужен. И тогда становится понятным, почему он столько времени может совершенно бесцельно проводить в супермаркетах, в залах игровых автоматов и прочих неподходящих для него местах. Не дома же ему сидеть в самом деле!
Или же, наоборот, постоянно опекаемый бесчисленными бабушками, да и самой мамой, без мужского примера для подражания, мальчик может вырасти безвольным, бесхарактерным. Не получив отцовского примера в плане рабочей деятельности, он будет иметь большие сложности с выбором профессии: если у него в памяти не запечатлелся образ «правильной», стабильной работы отца, то с этим могут быть проблемы.
К тому же у него могут быть серьезные нелады в общении как с противоположным полом (не было возможности наблюдать, как папа ухаживает за мамой, чтобы брать с него пример), так и со своим собственным: откуда ему знать, как мужчины общаются между собой, если он постоянно окружен женщинами?
ПРАКТИКУМ: ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
"Воздушный шарик"
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Материал: Не требуется.
Проведение: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
"Рисование под музыку"
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Материал: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, аудиокассета Вивальди "Времена года".
Проведение: Рисование под музыку Вивальди "Времена года" большими мазками.
Лето - красные мазки (ягоды) Осень - желтые и оранжевые (листья) Зима - голубые (снег) Весна - зеленые (листья).
Аппликация "Имя - Ромашка"
Цель: Идентификация с именем, работа с самооценкой.
Материал: Цветная бумага, ножницы, карандаши.
Проведение: С ведущим и родителями дети должны выполнить аппликацию "Ромашка". В центр цветка вписать свое имя, на лепестках - ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Из цветной бумаги мама вырезает Божью коровку, которую ребенок приклеивает на лепесток с обращением, которое ему нравится больше всего.
Дети должны расспросить родителей о своем имени, почему их так назвали. (Может, у кого-то есть "история" его имени, например: девочка родилась светленькой, как солнышко, - назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т.п.).
«Календарь настроении»
Цель: Создание настроя на работу.
Материал: Вырезанные из бумаги картинки (солнышко, тучка и тучка с солнышком. Воздушные шарики по числу участников.
Проведение: Приветствие. Все дети встают в круг и держатся за руки. "Здравствуйте! Я рада вас видеть! И Оля здесь, и Маша здесь, и Петя здесь". Воспитатель смотрит и называет по имени каждого ребенка. Дети следом повторяют все имена.
"Мое имя"
Цель: Идентификация со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему "Я".
Материал: Не требуется.
Воспитатель говорит, что для каждого человека его имя - самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давайте это сделаем. Ведущий задает вопросы, а дети по очереди отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: "Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу (закончите школу), имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня - Иван, Маша - Мария" и т.д.
"Найди похожее"
Цель: Развитие моторики, абстрактного мышления
Материал: Каждому - мешочек с игрушкой (ежик, неваляшка, домик, мышка, тетрадка)
Проведение: Детям раздается по мешочку с одной игрушкой. Ребенок ощупывает ее и пытается угадать, что это за предмет. Затем вытаскивает игрушку, рассматривает ее и отыскивает в комнате предметы, чем-то похожие (по форме, цвету и т.д.). Сходные предметы ребенок складывает себе в мешок. Когда все найдут похожи: предметы, дети по очереди высыпают предметы из своего мешка на стол и рассказывают чем они похожи.
Пальчиковая игра "Моя семья"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья!
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. Повторить 3 раза).
"Ласковый мелок"
Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.
Материал: Не требуется.
Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой - пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования - нежным жестом руки "стереть" все нарисованное.
"Глаза в глаза"
Цель: Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Материал: Не требуется.
Проведение: "Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
"Узнай по голосу"
Цель: Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Материал: Не требуется.
Проведение: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
- Глава I.
- 1.1 Понятие и разделы
- 1.2 Становление и развитие
- 1.3 Сущность коррекционно-педагогической
- Глава II.
- 2.1 Понятие нормы и отклонения
- 2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
- 2.3 Основные виды нарушений поведения у детей
- 2.4 О чем расскажет детский рисунок?1
- 2.5 Система коррекционной помощи
- Глава III.
- 3.1 Педагогическая работа с дошкольниками
- 3.2 Эмоциональная депривация
- 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания
- 3.4 Адаптация ребенка к доу
- 3.5 Коррекция дефектов детской речи
- 3.6 Коррекция детских страхов
- 3.7 Организация коррекционной работы в доу
- 3.8 Логоритмика
- Глава IV.
- 4.1 Педагогическая коррекция в начальной школе
- 4.2 Проблема готовности ребенка к школе
- 4.3 Трудности в обучении 3
- 4.4 Психолого-педагогическая коррекция
- 4.5 Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
- 4.6 Дискалькулия – неспособность к арифметике
- 4.7 Что такое диспраксия?
- 4.8 Гиперактивный ребенок в школе
- 4.9 Школьные трудности леворуких детей
- Глава V.
- 5.1 «Трудные» подростки
- 5.2 Категории «трудных» подростков
- 5.3 Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
- 5.4 Проблемы перевоспитания «трудных» подростков
- 5.5 Коррекционная работа
- Глава VI.
- 6.1 Больные дети, дети-инвалиды…
- 6.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
- 6.3 Дети с нарушениями слуха
- Н арушения
- 6.4 Дети с нарушениями зрения
- 6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 6.6 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- 6.7 Образование при аутизме
- 6.8 Основные виды специальных школ
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.