logo
Андреева О

6.1 Больные дети, дети-инвалиды…

Эти словосочетания не могут не вызывать щемящее чувство. Чувство, которое сродни ощущению вины: я-то здоровый, бодрый, сильный, передо мной — безграничные возможности. А они… Недаром их часто так и называют: «дети с ограниченными возможностями».

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает.

В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука. И практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В Советском Союзе понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании. Практика рассмотрения инвалидности как потери трудоспособности традиционно сохраняется и в наше время.

Очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может – он ее просто еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997, №1, С. 6.

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-х Т., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. – М.,1981, с.282.

Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой человек с ограниченными возможностями так или иначе обдумывает. Никому из этой категории людей не удается не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных «чужих» людей, в частности.

Существуют различные категории таких детей:

Ограничения, накладываемые на всю жизнедеятельность детей с хроническими заболеваниями, могут быть большими или не очень. Но они всегда есть. Многие из этих ребят порой остро переживают свою ущербность, непохожесть, «нетипичность». Особенно сильны бывают эти чувства, если больные дети сталкиваются с непониманием их проблем, с черствостью или приторно-фальшивой жалостью. Иногда другие дети их сторонятся, пугаются, рассматривают, как диковинных животных.

Это больно, обидно. Потому что большинство этих детей — точно такие же, как их сверстники. Они так же хотят играть, общаться, дружить, радоваться жизни. И они умеют это делать. Надо только помочь, надо только относиться к ним так же, как и к другим.

На Западе такие дети учатся в обычных школах, в обычных классах, также получают «пятерки» и «двойки», а после окончания школы занимаются какой-либо посильной трудовой деятельностью. В нашей стране до последнего времени многие из них были обречены на домашнее обучение, общение только с родителями и телевизором и пожизненное заключение в стенах своей квартиры, поскольку на работу их не брали. Сейчас ситуация, к счастью, меняется.

Для больного ребенка очень важно научиться контактировать со здоровыми детьми. Без этого социализация происходит значительно труднее. Без сомнения, каждая общеобразовательная школа должна быть приспособлена к обучению в ней как больных, так и здоровых детей (а как же иначе?). В школе (естественно!) должны быть пандусы, чтобы колясочники легко могли перемещаться по разным уровням; должны быть лифты, предназначенные для инвалидов, и специально оборудованные туалеты; должно быть оборудование для лечебно-оздоровительной физкультуры и подготовленный медицинский персонал. Ну и, разумеется, учителя не должны пугаться таких детей.

Российские школьные реалии, увы, иные. В обычных общеобразовательных школах детям с ограниченными возможностями места нет. Как-то забыли архитекторы школьных зданий (да и не только они!), что много, слишком много среди российских школьников больных и инвалидов.