logo
Андреева О

4.3 Трудности в обучении 3

Малышу тяжело учиться. Причем не только в школе, но и в домашних условиях, при индивидуальном обучении. Конечно же, неоднократно объясненные родителями или учителем-репетитором правила и “разжеванные” решения задач в конце концов усваиваются ребенком, но на это уходит так много времени! А ведь перегрузки не дмым лучшим образом сказываются на здоровье малыша. Шестилетний ребенок обязательно должен отдохнуть после школьных занятий, если захочет – поспать, затем погулять на улице. Если вместо этого малыш вынужден часами заниматься, чтобы усвоить учебный материал, довольно быстро наступает переутомление. Все мыслительные процессы при этом тормозятся, учиться становиться еще труднее. Малыш отстает в учебе все сильнее, недоумевающие родители стараются “работать” с ним еще больше и упорнее, но желаемого результата все нет и нет. Последствия – увы! – плачевны. В лучшем случае у ребенка возникает стойкое отвращение к учебе, в худшем – нервный срыв, болезни.

Что же делать? Чем помочь неуспевающему ученику? Как добиться того, чтобы и школьная программа была усвоена, и здоровье малыша не пострадало?

Конечно же, было бы неплохо обратиться к психологу, чтобы он определил, в чем же именно причина отставания ребенка в учебе. Но хорошего специалиста порой найти трудно, а школьные психологи, к сожалению, зачастую просто не в состоянии уделить вам должного внимания. А ведь каждый учитель может помочь своему ученику!

Большинство упражнений, с которыми вы ознакомитесь в этой статье, взяты из книги “Как подготовить ребенка к школе”, адресованной прежде всего мамам и папам. Эта замечательная книга написана одним из ведущих специалистов в области подростковой психологии, профессором, заведующим кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Реаном и кандидатом психологических наук Костроминой Н.С., практическим психологом и учителем начальных классов с большим опытом.

Итак, почему же вашему малышу так тяжело учиться? Причин может быть несколько. Рассмотрим подробно каждую из них.

Проверить уровень развития механической памяти нетрудно. Предложите малышу поиграть. Пусть он представит себя, скажем, ведущим детской телевизионной передачи. Для этого нужно хорошо запомнить сказку, чтобы рассказать ее маленьким зрителям. Дайте ребенку установку: “Слушай очень внимательно и постарайся пересказать то, что я тебе прочту, слово в слово. Не волнуйся, если с первого раза не получится, я еще раз прочитаю, ты обязательно запомнишь”.

Текст должен быть примерно таким:

Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.

Другие варианты:

Жили-были три девочки: Аня, Лена и Настя. Аня старше Лены, а Лена старше Насти.

Жили-были три мальчика: Саша, Антон и Никита. Саша ниже Антона, а Антон ниже Никиты.

Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, малышу потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем. Если и после 5 –6 повторения ребенок с задачей не справляется, механическая память у него развита недостаточно.

Кстати, данный тест широко использовался учителями и психологами, принимавшими первоклассников в школу, еще лет 10-12 тому назад. Он служил также для проверки логического мышления. Даже если малыш так и не смог пересказать слово в слово “сказку”, ему предлагают прослушать ее еще раз, чтобы “отгадать”, кто же из героев самый толстый и самый худенький. (В других вариантах – самый старший и самый младший, самый низкий и самый высокий и т.п.) Ребенок с плохо развитым логическим мышлением определить этого не сможет.

Проверить уровень памяти можно и при помощи следующего теста (его целесообразно предложить ребятишкам постарше). Вы предупреждаете ребенка, что сейчас прочтете слова, а он должен внимательно прослушать их и повторить (начинать повторять нужно, когда закончится чтение всех слов). Слов должно быть 10. Например:

дождь сад

белка нога

шар дом

сын мел

дверь зима.

Слова можно повторять в любом порядке.

После того, как вы отметили, сколько всего слов воспроизведено, предложите ребенку прослушать и повторить их еще раз. Результаты запишите. Не забудьте похвалить малыша, если на этот раз он запомнил больше слов. Всего слова прочитываются 4 раза. Результаты теста таковы:

Если с первого раза малыш повторил не менее 5 слов, после 3-4 раз – 9-10 слов и при каждом последующем прочтении воспроизводит слов больше, чем до этого – у длыша прекрасная память.

Если с первого раза ребенок запомнил менее 5 слов, после повторений выучил меньше 9 и при каждом последующем прочтении называл не больше слов, чем в прошлый раз – его память нужно тренировать.

Теперь необходимо проверить уровень развития мысленной памяти. Чем он выше, тем легче малышу учиться. Тест “Пиктограмма” помогает узнать, сможет ли ребенок запомнить слова с помощью рисунков.

Объясните малышу задание. Вы говорите ребенку слова (словосочетания), а он к дждому из них делает рисунки. Рисовать нужно быстро, необязательно красиво. Главное, чтобы по этому рисунку можно было вспомнить слово или словосочетание и повторить их.

Тестирование 6-7 летних ребятишек показало, что не следует брать более 8-10 слов и словосочетаний. Можно предложить такой вариант:

хитрая лисичка

сильный человек

веселый праздник

грузовик

зима

вкусная еда

плачущий ребенок

осенний лес

солнечный день

голодный волк

У некоторых родителей это вызывает недоумение – они не представляют, как сами справились бы с подобным заданием! Но, к счастью, дети не так закрепощены, у них иные представления о том, что возможно сделать, а что нет. Обычно малыши с интересом приступают к работе и с увлечением ее выполняют. Поощряйте своего маленького труженика, пока он творит, даже если “солнечный день” или “хитрая лисичка” вызывают у вас недоумение.

Похвалите малыша за успешно выполненное задание и заберите у него рисунки. Через час-полтора предложите ему вспомнить слова по рисункам и проверьте результаты теста.

Если ребенок вспомнил все слова без искажений, уровень осмысленной памяти у него достаточно высокий.

Если малыш вспомнит слова, но назовет их с некоторыми неточностями (например, вместо “веселый праздник” скажет “радостный праздник”) – уровень развития памяти у него также неплохой.

Если большую часть слов малыш забудет, а те, что вспомнит, назовет с большими искажениями, уровень развития памяти у него низкий.

Иногда малыши, приступив к заданию, тут же забывают слова. Они не понимают задачи, услышанные слова являются лишь поводом для создания рисунков. Поэтому их рисунки получаются крупными, яркими, подробными, в них много деталей, не имеющих отношения к названным вами словам. Конечно же, ни о каком воспроизведении слов через час не может быть и речи! Все это говорит о недостаточно высоком развитии памяти.

Дети 6-7 лет иногда частично понимают задачу. Рисуя, они знают, что делают это для того, чтобы потом воспроизвести слово, помнят его. Поэтому рисунки их не такие крупные и подробные. Но через час назвать услышанные слова малыши не могут, а просто описывают свои рисунки. Конечно, это более высокий уровень по сравнению с предыдущим, ведь дети понимают, что рисунок может служить средством запоминания. Но ассоциации у них устанавливаются непрочные. Для дошкольников это вполне приемлемо, школьникам же при таком уровне запоминания усвоение учебного материала дается с трудом.