Диагностические задания для исследования восприятия
1-й уровень - прослеживание движения.
Задание 1:
а) «Лови шарик»; б) «Лови машинку».
2-й уровень - примеривание и практические пробы.
Задание 1. «Дай такую же игрушку, шарик, картинку».
Задание 2. Соотнесение простой формы (доска Сегена).
Задание 3. Зрительное и практическое сравнение и дифференциация размеров (двухсоставная матрешка).
3-й уровень - практические пробы.
Задание 1. Соотнесение по форме («подбери ключик к замку»). Задание 2. Выполнение инструкции «Дай кружок» (3-4 геометрические формы).
Задание 3. Соотнесение по цвету (цветные грибочки).
Задание 4. Выполнение инструкции «Дай красный» (основные цвета).
Задание 5. Сравнение и дифференциация по величине (трехсоставная матрешка).
Задание 6. Соотнесение основных форм (доска Сегена 3).
Задание 7. Целостное восприятие (разрезная картинка из двух равных частей).
Задание 8. Целостное восприятие (разрезная картинка из трех равных частей).
Задание 9. Узнавание простого знакомого предмета по контурному отображению (выбор из трех с опорой на реальное изображение).
Задание 10. Узнавание на слух знакомых музыкальных инструментов.
4-й уровень - зрительное соотнесение (допускается 2-3 практические пробы).
Задание 1. Дифференциация по форме.
Задание 2. Соотнесение геометрической формы и реального изображения. Ребенок сам называет форму, но допустимы 2-3 ошибки.
Задание 3. Дифференциация по цвету с опорой на образец (разложи геометрические фигурки по цвету).
Задание 4. Дифференциация по цвету без опоры на образец (разложи геометрические фигурки по цвету).
Задание 5. Дифференциация по величине (пирамидки из 4 элементов).
Задание 6. Дифференциация по величине (четырехсоставные матрешки).
Задание 7. Целостность восприятия (картинка разрезана на три части по прямой линии).
Задание 8. Узнавание знакомого предмета по силуэтному изображению (выбор силуэта из трех изображений знакомых зверей).
Задание 9. «Зашумленные» изображения. Предметы наложены один на другой (не более двух изображений. Допускается обведение контура пальцем).
Задание 10. Изучение соотнесения зрительного и тактильного восприятия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Ребенок предварительно знакомится зрительно и находит предмет с опорой на тактильное восприятие без зрительного контроля.
Задание 11. Изучение соотнесения зрительного и тактильного восприятия. Осязательное узнавание формы и зрительный выбор. Ребенок предварительно знакомится тактильно и находит предмет среди других с опорой на зрительное восприятие.
Задание 12. Изучение слухомоторной координации. Воспроизводство простых ритмов по числу ударов.
Задание 13. Изучение слухомоторной координации. Воспроизводство простых ритмов по силе ударов.
Задание 14. Изучение слухового восприятия (шумящие коробочки. Выбор из трех).
Задание 15. Изучение кинестетического восприятия. Копирование позы с опорой на образец.
5-й уровень - все задания выполняются способом зрительного соотнесения со словесным отчетом.
Задание 1. Дифференциация по" форме («почтовый ящик»). При выполнении задания ребенок сам называет геометрические фигуры.
Задание 2. Дифференциация по форме. Восприятие формы из отдельных элементов. Ориентация в пространстве (доска Сегена 4).
Задание 3. Дифференциация по цвету. Инструкция дается так, чтобы ребенок сам назвал основные цвета.
Задание 4. Дифференциация по величине (пирамидки из 5-6 элементов. При выполнении задания ребенок должен назвать самый большой элемент, самый маленький и средний).
Задание 5. Целостность восприятия (картинка разрезана на три части произвольной конфигурации).
Задание 6. Узнавание знакомого предмета по силуэтному изображению и вычленение его из общего фона.
Задание 7. «Зашумленные» изображения (три контурных изображения знакомых
предметов наложены один на другой).
Задание 8. Узнавание предмета или животного по незаконченному изображению.
Задание 9. Изучение соотнесения зрительного и тактильного восприятия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Ребенок предварительно не знакомится зрительно и осязательно с формой.
Задание 10. Изучение соотнесения зрительного и тактильного восприятия. Осязательное узнавание.
Задание 11. Изучение слухомоторной координации. Воспроизводство более сложного ритмического рисунка по числу ударов.
Задание 12. Изучение слухомоторной координации. Воспроизводство более сложного ритмического рисунка по силе ударов.
Задание 13. Изучение слухового восприятия (шумящие коробочки. Выбор из пяти).
Задание 14. Изучение кинестетического восприятия. Копирование позы с опорой на образец в виде схемы.
- Оглавление
- Глава 1. Нарушения развития, их виды, причины. Общие закономерности отклоняющегося развития
- Педагогическая типология развития, отклоняющегося от нормы. Закономерности психического развития детей с дизонтогениями
- 1.2. Причины психофизических дефектов у детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Отношение общества и государства к детям с нарушениями развития
- Глава 2.
- 2.2 Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
- 2.3. Речевые нарушения, особенности психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи
- 2.4. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата и их влияние на психическое развитие ребенка
- Глава 3 психическое развитие детей в условиях дизонтогений, протекающих по типу ретардации
- 3.1. Особенности психического развития умственно отсталых детей
- 3.2. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
- Глава 4
- 4.2. Психолого-педагогические подходы к проблеме обучения и воспитания слепоглухих детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 5.
- 5.2. Дети с дисгармоничным складом личности, особенности их поведения
- Глава 6. Психологическая диагностика нарушений развития у детей
- 6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями
- 6.2. Методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями.
- 6.3. Нейропсихологические методики при обследовании детей с дизонтогениями
- 6.4. Рекомендации по психологическому изучению детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
- Изучение детей первого года жизни
- Изучение детей дошкольного возраста
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениями
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература:
- Психологическое обследование
- Логопедическое обследование
- Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста
- Исследование мышления
- Диагностические задания для исследования конструктивного праксиса
- Задание со строительным конструктором
- Задания на конструирование из палочек
- 5 Баллов
- 4 Балла
- 3 Балла
- 2 Балла
- Исследование восприятия
- Диагностические задания для исследования восприятия
- Исследование памяти
- Исследование речи
- Уровни понимания речи
- Перечень диагностических заданий для исследования речи
- Обследование экспрессивной речи
- Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет
- Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
- Исследование слухового гнозиса
- Исследование пространственного восприятия
- Оценка результатов:
- Конструктивный праксис
- Оценка результатов:
- Исследование движений и действий
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование памяти
- Оценка результатов:
- Исследование речи
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование импрессивной речи
- Исследование мышления. Исследование наглядно-действенных форм мышления
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- График структуры дефекта психического развития
- Параметры обследования:
- Речевая карта
- Словарь
- Грамматический строй речи
- Состояние артикуляционного аппарата
- Складывание пирамидки
- Складывание разрезных картинок
- «Почтовый ящик»
- «Доски Сегена»
- «Сюжетные вкладки»
- Методика Кооса
- Установление последовательности событий
- Классификация предметов
- «Отыскивание чисел»
- Проба на совмещение признаков (по в. М. Когану)
- Заучивание 10 слов
- Опосредствованное запоминание (по а. Н. Леонтьеву)
- Пиктограмма
- Шкала навыков самообслуживания, необходимых для социальной адаптации
- Социальные навыки
- Трудовые навыки
- Отдых и развлечения
- Дактильная азбука (российский вариант)
- Шкала Апгар