logo
Учебник Коргун по коррекционной педагогике

Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста

При диагностике особенностей познавательной сферы детей используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ выполнения задания позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли ребенок практическую ситуацию, знает ли как самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели. «Обучающий эксперимент» позволяет проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), а также оценить работоспособность ребенка. Это обстоятельство имеет большое значение для детей раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным.

Анализируя оценку деятельности детей, необходимо учитывать основные компоненты мыслительной деятельности: мотивацию и операциональность.

При оценке уровня мотивации учитывается:

  1. интерес к заданию (активность, сконцентрированность на выполнении задания);

  2. особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату;

  3. стремление продолжить работу.

При оценке степени сформированности операционального компонента учитывается:

1) запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений и элементарных житейских понятий и специфика их использования детьми;

2) выбор адекватного способа или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок;

3) вариативность действий. Возможность, например, использовать один предмет вместо другого.

При оценке особенностей регуляции учитывается:

  1. степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;

  2. способность к организации целесообразного поведения, особенно когда инструкция дается на вербальном уровне;

  3. степень полноты понимания и принятия задания;

  4. его сохранение до конца занятия;

  5. способность оценивать правильность выполнения задания;

  6. особенности словесной регуляции;

  7. возможность совместного действия ребенка и взрослого;

  8. степень самостоятельности действий и оказанной помощи. Особое внимание следует обратить на специфику словесной регуляции.