6.5. Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениями
Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Для исследования внимания:
Бланки корректурных проб
Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга
Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0…)
Таблицы Шульте
Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (субтест из методики Векслера)
Для исследования восприятия:
Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо провести группировку с учетом указанного признака.
«Почтовый ящик» (коробка форм).
Доски Сегена разных вариантов сложности.
Кубики Кооса.
Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н.Головиной).
Набор предметных картинок, разрезанных на 2 – 3 – 4 части.
Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».
Для исследования мышления:
Таблица с изображением 4-х предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории)
Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (прогрессивные матрицы Равена)
Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.
Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии»
Таблицы с пословицами и поговорками.
Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.
Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
Таблицы с загадками.
Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу).
Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я.Ивановой)
Для исследования памяти:
Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.).
Бланки для запоминания десяти слов.
Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н.Леонтьева).
Пиктограмма (методика А.Р.Лурия).
Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:
Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения методики исследования уровня притязаний личности.
Серия картин (один из вариантов детского ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т.д.
Стимульный материал к тесту Роршаха.
Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т.д.).
Бланки с методикой незаконченных предложений.
Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты и т.д.).
- Оглавление
- Глава 1. Нарушения развития, их виды, причины. Общие закономерности отклоняющегося развития
- Педагогическая типология развития, отклоняющегося от нормы. Закономерности психического развития детей с дизонтогениями
- 1.2. Причины психофизических дефектов у детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Отношение общества и государства к детям с нарушениями развития
- Глава 2.
- 2.2 Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
- 2.3. Речевые нарушения, особенности психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи
- 2.4. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата и их влияние на психическое развитие ребенка
- Глава 3 психическое развитие детей в условиях дизонтогений, протекающих по типу ретардации
- 3.1. Особенности психического развития умственно отсталых детей
- 3.2. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
- Глава 4
- 4.2. Психолого-педагогические подходы к проблеме обучения и воспитания слепоглухих детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 5.
- 5.2. Дети с дисгармоничным складом личности, особенности их поведения
- Глава 6. Психологическая диагностика нарушений развития у детей
- 6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями
- 6.2. Методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями.
- 6.3. Нейропсихологические методики при обследовании детей с дизонтогениями
- 6.4. Рекомендации по психологическому изучению детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
- Изучение детей первого года жизни
- Изучение детей дошкольного возраста
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениями
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература:
- Психологическое обследование
- Логопедическое обследование
- Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста
- Исследование мышления
- Диагностические задания для исследования конструктивного праксиса
- Задание со строительным конструктором
- Задания на конструирование из палочек
- 5 Баллов
- 4 Балла
- 3 Балла
- 2 Балла
- Исследование восприятия
- Диагностические задания для исследования восприятия
- Исследование памяти
- Исследование речи
- Уровни понимания речи
- Перечень диагностических заданий для исследования речи
- Обследование экспрессивной речи
- Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет
- Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
- Исследование слухового гнозиса
- Исследование пространственного восприятия
- Оценка результатов:
- Конструктивный праксис
- Оценка результатов:
- Исследование движений и действий
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование памяти
- Оценка результатов:
- Исследование речи
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование импрессивной речи
- Исследование мышления. Исследование наглядно-действенных форм мышления
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- График структуры дефекта психического развития
- Параметры обследования:
- Речевая карта
- Словарь
- Грамматический строй речи
- Состояние артикуляционного аппарата
- Складывание пирамидки
- Складывание разрезных картинок
- «Почтовый ящик»
- «Доски Сегена»
- «Сюжетные вкладки»
- Методика Кооса
- Установление последовательности событий
- Классификация предметов
- «Отыскивание чисел»
- Проба на совмещение признаков (по в. М. Когану)
- Заучивание 10 слов
- Опосредствованное запоминание (по а. Н. Леонтьеву)
- Пиктограмма
- Шкала навыков самообслуживания, необходимых для социальной адаптации
- Социальные навыки
- Трудовые навыки
- Отдых и развлечения
- Дактильная азбука (российский вариант)
- Шкала Апгар