1.3. Отношение общества и государства к детям с нарушениями развития
Первые упоминания о лицах с отклонениями в развитии можно найти в источниках, датированных VІІ веком до н.э. – в законах Ликурга, в которых было закреплено право на уничтожение неполноценных людей. В том случае, если носитель врожденного умственного или физического недостатка принадлежал к привилегированному сословию, он лишался гражданских прав. А если был рабом, то его ждала физическая смерть.
Н
С ХІІ по ХVІІІ век отношение к инвалидам в западной Европе начало постепенно меняться. В эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добились признания их полноценными гражданами. О них не только продолжали заботиться, но и начали некоторых из них обучать. Сначала такое обучение было индивидуальным и инициировалось родителями для того, чтобы наглядно подтвердить дееспособность детей с нарушенным зрением или слухом.
Со временем, во Франции появились первые государственные специальные школы, в 1770 году для глухонемых, а в 1784 году для слепых. Именно в этом периоде начали закладываться национальные европейские системы специального образования.
В течение ХІХ века большинство европейских стран признали и законодательно закрепили право на образование лиц с аномалиями развития. С 1817 по 1923гг. акты об обязательном обучении глухих, слепых и умственно отсталых приняли Дания, Швеция, Саксония, Норвегия, Пруссия, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Италия.
К началу ХХ века национальные системы специального образования окончательно оформились. К этому времени были созданы специальные школы для трех категорий детей: с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта. В это время в Западной Европе совершенствовались и дифференцировались национальные системы образования, появлялись дошкольные и послешкольные образовательные учреждения.
Перерыв в развитии сети специальных школ был связан с первой, а затем второй мировой войнами. Однако уже в 1945 году была принята Всеобщая Декларация прав человека, которая наделила всех людей равными правами, независимо от расы, имущественного положения, физического состояния. Европейская социальная хартия в 1961 г. закрепила «право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию». О дальнейшей эволюции общественного сознания свидетельствует Декларация социального прогресса и развития, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1969), утвердившая необходимость «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками».
Во второй половине ХХ века уточнялись категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Выделили в отдельные категории детей с трудностями в обучении, с эмоциональными расстройствами, с девиантным поведением и др. Всего специальным образованием были охвачены до 5-12% от школьной популяции. Помимо этого в Европе начали активно функционировать институт социальных работников, социальные службы помощи и консультирования родителей детей с нарушениями в развитии. Появилось огромное количество разнообразных благотворительных организаций, профессиональных, родительских обществ, союзов и ассоциаций.
А к концу 70-х гг. ХХ века возникли первые прецеденты закрытия специальных школ и перевода их учащихся в общеобразовательные учреждения. Начали открываться классы для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее необучаемыми. В Европе начался путь «от изоляции к интеграции». Специальные школы (а тем более интернаты) были признаны учреждениями сегрегационными, т.е. разделяющими общество на группы с разными правами. А изолированная от массовой, система специального образования, стала восприниматься частью общества как дискриминационная. Общество, воодушевленное идеями о безбарьерном мире для инвалидов, об интеграции таких детей в общеобразовательные учреждения, стало выступать за сокращение числа специальных школ перевод значительно числа учащихся в общеобразовательную среду. Если ранее, до 70-х гг. увеличение числа специальных учебных заведений оценивалось положительно, то теперь такое явление начинает оцениваться негативно.
Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями становится их включение в общий поток, mainstreaming или интеграция. В настоящее время в странах Запада широкое признание получила практика т.н. инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями.
Отечественная традиция отношения к аномальным детям несколько отличалась от западной. Населявшие территорию современной Украины, славяне-язычники не проявляли агрессии по отношению к лицам с психофизическими дефектами. Они относились к таким людям терпимо и сострадательно.
Христианство пришло в Киевскую Русь значительно позже западноевропейских государств - в Х веке. К тому времени на Западе уже существовала традиция монастырской благотворительности по отношению к «убогим». Ее в готовом виде и переняли киевские князья, возложив эти функции на церковь. Один из основателей Киево-Печерской лавры – преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где оказывалась помощь калекам и глухонемым. При этом князья передавали часть своих доходов церкви на нужды благотворительности.
В последующие столетия вопрос о помощи инвалидам на государственном уровне не рассматривался. Только в 1551 году некоторую регламентацию в жизнь инвалидов ввел «Стоглавый судебник», который предписывал содержать глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума в монастырях, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Закон 1676 года запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым».
В Российской империи первое специальное учебно-воспитательное учреждение было открыто в 1806 году в г. Павловске и было предназначено для обучения 12 глухонемых. Первая школа для слепых была учреждена в 1807 году. При этом обучение велось приглашенными из Европы учителями. Россия в готовом виде позаимствовала западную модель организации специального обучения, которая к тому времени в Европе вполне сложилась. Своего опыта индивидуального обучения детей с различными психофизическими дефектами у Российской империи не было.
К началу ХХ века помимо образовательных учреждений для детей сенсорными дефектами были открыты учреждения для психически больных и слабоумных детей. К 1917 году вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринодаре, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. Но существовали эти учреждения, как и учреждения для детей с сенсорными дефектами на частные пожертвования, т.е. по своей сути не являлись государственными.
После революции 1917 года система специального образования в нашей стране впервые стала частью государственной образовательной системы. Однако формируемая в Советском Союзе система специального образования предполагала изоляцию детей с аномалиями развития от общества. Подавляющее число детей с отклонениями в умственном и физическом развитии находилось в школах-интернатах круглогодичного содержания. Такой ребенок оказывался изолированным и от семьи, и от нормально развивающихся сверстников. К середине двадцатых годов в Советском Союзе появляется сеть специальных школ для трех категорий аномальных детей – глухих, слепых и умственно отсталых.
Принципиальным отличием специального образования в СССР был его цензовый характер. Для всех детей был установлен единый образовательный ценз. Даже вспомогательная школа была сориентирована на программу первой ступени общеобразовательной школы.
Ребенок с отклонениями в развитии, попадая в специальную школу-интернат, должен был усвоить государственный стандарт, разработанный для нормально развивающихся учеников. Достигалось это продлением сроков обучения, использованием специальных методов обучения, индивидуализацией обучения, которая оказывалась возможной в связи с пониженной наполняемостью классов. Огромную роль в решении задач специального образования сыграло развитие дефектологической науки.
В нашей стране этот этап характеризовался развитием классификации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, совершенствованием и дифференциацией системы специального образования. Число видов специальных школ возросло до восьми. Оно включало: вспомогательные школы для умственно отсталых детей, школы для глухих детей, школы для слабослышащих и позднооглохших детей, школы для слепых детей, школы для слабовидящих детей, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и школы для детей с задержкой психического развития. Были созданы дошкольные и послешкольные специальные образовательные учреждения, открыты специальные группы для лиц с нарушениями слуха в отдельных техникумах и ВУЗах. Система специального образования интенсивно развивалась и дифференцировалась. Особенностью советской системы специального образования было то, что государство и специалисты играли в судьбе аномального ребенка не меньшую роль, чем родители.
Однако, несмотря на очевидные успехи, в отличие от западноевропейской, советская система специального образования была полностью закрытой от средств массовой информации. Ее развитие не предполагало широкого участия общественности, родителей или других заинтересованных лиц. На протяжении десятков лет подавляющая часть общества практически нечего не знала ни о выдающихся достижениях в обучении аномальных детей, ни об их реальных и потенциальных возможностях, ни о проблемах семей, их воспитывающих.
Новый период в эволюции отношения общества к лицам с аномалиями развития в нашей стране начался с обретением Украиной независимости в начале 90-х годов ХХ века. Именно в это время наша страна ратифицировала Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» и «О правах инвалидов» и ряд других деклараций и конвенций, так или иначе касающихся прав лиц с теми или иными психофизическими дефектами на образование и социальную защиту. В связи с этим появляются и внутренние законы, декларирующие право любого ребенка обучаться в том образовательном учреждении, которое выберут его родители. Сфера специального образования становится открытой для широких слоев общественности: родителей, журналистов и т.д. Появляются учреждения нового типа, открываемые на средства западных меценатов. В активный обиход входят новые термины, обозначающие данную категорию людей.
Основное направление развития дефектологической науки и практики в Украине это, с одной стороны, сбережение позитивного опыта коррекционного обучения, теоретико-методологических приобретений предыдущих периодов, а с другой, разработка, апробация и внедрение современных моделей образовательных учреждений, инновационных технологий специального образования и комплексной реабилитации учащихся, обусловленные трансформацией общественных отношений.
Ныне в Украине существует развитая сеть специальных дошкольных и школьных учебных заведений, где дети, которые нуждаются в специальной педагогической помощи, обучаются, воспитываются и получают комплексную коррекционно-реабилитационную, лечебно-оздоровительную поддержку.
В настоящее время Украине действует более ста специальных дошкольных учреждений для всех категорий детей, а также открыты более тысячи групп при детских садах обычного типа. Всего около пятидесяти тысяч детей дошкольного возраста получают специализированную помощь.
В сфере школьного образования открыто около четырехсот специальных школ-интернатов. В них обучаются более шестидесяти тысяч детей.
Концепция специального образования лиц с особенностями психофизического развития в ближайшее время и на перспективу предусматривает разработку научно обоснованных принципов поэтапного перехода к системе инклюзивного образования лиц с психофизическими дефектами. В настоящее время в Украине разными формами инклюзивного обучения охвачено более 6 тысяч детей как дошкольного, так и школьного возраста.
В последние годы сеть специальных учреждений пополнилась разнообразными моделями медико-педагогических комплексов, учебно-реабилитационными центрами – учреждениями как государственной, так и частной формы собственности.
В соответствии с особенностями психофизического развития детей функционируют такие основные виды специальных школ:
- для глухих детей – подготовительный, 1-13 классы;
- для слабослышащих детей (І и ІІ отделение) – подготовительный, 1-13 классы;
- для слепых детей – подготовительный, 1-13 классы;
- для слабовидящих детей – подготовительный, 1-13 классы;
- для детей с последствиями полиомиелита и детскими церебральными параличами – подготовительный, 1-13 классы;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи (І и ІІ отделение) – подготовительный, 1-10 классы;
- для детей с задержкой психического развития (школы интенсивной педагогической коррекции) – подготовительный, 1-10 классы;
- для умственно отсталых детей ( І и ІІ отделение) – подготовительный, 1-10 (11) классы.
Специальные школы для детей с психофизическими дефектами могут функционировать как учебные заведения с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, колледжи. Специальная школа может входить в состав учебно-воспитательных комплексов, учебных заведений разных типов и уровней аккредитации. Также она может быть объединена с дошкольными, внешкольными и другими учебно-воспитательными учреждениями для удовлетворения образовательных, культурно-просветительских потребностей воспитанников.
Специальные школы могут иметь в своем составе классы (группы) для детей, которые проживают дома, классы (группы) с вечерней или заочной формой обучения, группы продленного дня, дошкольные группы, классы (группы) социально-педагогического патронажа, профессионально-технические отделения.
Для организации учебно-воспитательной, коррекционно-восстановительной работы с детьми, которые имеют сложную структуру дефекта, открываются специальные классы, наполняемость которых не превышает 6 человек.
Для выпускников вспомогательных школ, которые по состоянию здоровья могут овладеть определенной профессией на уровне квалификационного разряда, при школах, имеющих соответственную материальную базу открываются 10 (11) классы с углубленной профессионально-трудовой подготовкой.
В специальных школах создаются психолого-медико-педагогические комиссии, целью которых является изучение особенностей психофизического развития каждого ребенка, определение оптимальных условий, форм и методов учебно-воспитательной и коррекционно-восстановительной работы и профессионально-трудовой подготовки. Они же решают вопрос о переводе детей из одного отделения (класса) в другое в рамках одного учреждения. В случае если, по мнению школьной психолого-медико-педагогической комиссии, ребенок нуждается в переводе в иное учебно-воспитательное или лечебное учреждение, комиссия готовит документы для городских (областных) медико-педагогических консультаций с обоснованными рекомендациями.
При этом выбор типа учебного заведения – право родителей. Задача дефектологической науки – выявить и обосновать те технологии обучения, которые в наибольшей степени отвечают образовательным потребностям их ребенка и могут реализовываться в процессе обучения.
В настоящее время проводится государственный эксперимент, направленный на социально-психологическую поддержку и реабилитацию учащихся с особыми образовательными потребностями и их семей. Цель эксперимента – научно-методическое обоснование, разработка и внедрение опыта привлечения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство, следование демократическим ценностям и гуманизму в специальном образовании, обеспечение социальной защиты, создание соответствующих социально-экономических и социально-правовых условий для реализации ими права на качественное образование, профессиональную ориентацию и занятость.
Подготовка детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни не заканчивается периодом их школьного обучения. Эти учащиеся нуждаются в комплексной реабилитации органами специального образования на протяжении всей жизни. С учетом этого законом Украины «Про занятость населения» и Указом Президента Украины «О национальной программе профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями на 2001-2005гг» расширены гарантии относительно профессиональной ориентации, обучения и занятости этих лиц.
Ныне в Украине в 20 учебных заведениях разного уровня аккредитации открыты специальные группы, на базе которых выпускники специальных школ получают профессиональную подготовку. Места для детей-инвалидов бронируют некоторые ПТУ, колледжи, техникумы, училища, высшие учебные заведения, на базе которых (вне конкурса) они получают соответствующее профессиональное образование по современным специальностям.
Однако, несмотря на имеющийся позитивный опыт и несомненные успехи последних лет, следует понимать, что Украине еще предстоит разработка собственной модели специального образования, которая, с одной стороны должна аккумулировать положительный опыт советской дефектологической науки, а с другой учитывать гуманистическое направление современной западной модели образования.
Вопросы и задания для самоконтроля
Проследите, как менялось отношение западного общества и государства к лицам с отклонениями в развитии с первых упоминаний о них до начала ХХІ века.
Проследите эволюцию отношения нашего государства и общества к лицам с аномалиями развития.
Ознакомьтесь с документами, регламентирующими жизнь лиц с психофизическими дефектами, и уточните, какими правами пользуются дети с отклонениями в развитии в настоящее время.
Охарактеризуйте государственные мероприятия по организации помощи аномальным детям в Украине.
Назовите известные вам учреждения для аномальных детей в Украине.
Укажите положительные и отрицательные черты современного периода развития системы специального образования в Украине.
Предложите наиболее, на ваш взгляд, оптимальный путь развития системы образования для людей, образовательные возможности которых не соответствуют возрастной норме.
- Оглавление
- Глава 1. Нарушения развития, их виды, причины. Общие закономерности отклоняющегося развития
- Педагогическая типология развития, отклоняющегося от нормы. Закономерности психического развития детей с дизонтогениями
- 1.2. Причины психофизических дефектов у детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Отношение общества и государства к детям с нарушениями развития
- Глава 2.
- 2.2 Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
- 2.3. Речевые нарушения, особенности психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи
- 2.4. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата и их влияние на психическое развитие ребенка
- Глава 3 психическое развитие детей в условиях дизонтогений, протекающих по типу ретардации
- 3.1. Особенности психического развития умственно отсталых детей
- 3.2. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
- Глава 4
- 4.2. Психолого-педагогические подходы к проблеме обучения и воспитания слепоглухих детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 5.
- 5.2. Дети с дисгармоничным складом личности, особенности их поведения
- Глава 6. Психологическая диагностика нарушений развития у детей
- 6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями
- 6.2. Методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями.
- 6.3. Нейропсихологические методики при обследовании детей с дизонтогениями
- 6.4. Рекомендации по психологическому изучению детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
- Изучение детей первого года жизни
- Изучение детей дошкольного возраста
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениями
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература:
- Психологическое обследование
- Логопедическое обследование
- Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста
- Исследование мышления
- Диагностические задания для исследования конструктивного праксиса
- Задание со строительным конструктором
- Задания на конструирование из палочек
- 5 Баллов
- 4 Балла
- 3 Балла
- 2 Балла
- Исследование восприятия
- Диагностические задания для исследования восприятия
- Исследование памяти
- Исследование речи
- Уровни понимания речи
- Перечень диагностических заданий для исследования речи
- Обследование экспрессивной речи
- Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет
- Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
- Исследование слухового гнозиса
- Исследование пространственного восприятия
- Оценка результатов:
- Конструктивный праксис
- Оценка результатов:
- Исследование движений и действий
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование памяти
- Оценка результатов:
- Исследование речи
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование импрессивной речи
- Исследование мышления. Исследование наглядно-действенных форм мышления
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- График структуры дефекта психического развития
- Параметры обследования:
- Речевая карта
- Словарь
- Грамматический строй речи
- Состояние артикуляционного аппарата
- Складывание пирамидки
- Складывание разрезных картинок
- «Почтовый ящик»
- «Доски Сегена»
- «Сюжетные вкладки»
- Методика Кооса
- Установление последовательности событий
- Классификация предметов
- «Отыскивание чисел»
- Проба на совмещение признаков (по в. М. Когану)
- Заучивание 10 слов
- Опосредствованное запоминание (по а. Н. Леонтьеву)
- Пиктограмма
- Шкала навыков самообслуживания, необходимых для социальной адаптации
- Социальные навыки
- Трудовые навыки
- Отдых и развлечения
- Дактильная азбука (российский вариант)
- Шкала Апгар