logo
Учебник Коргун по коррекционной педагогике

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие материалы используются в психолого-педагогическом обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста?

  2. Назовите методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями.

  3. Составьте предполагаемую характеристику и заключение о характере дефекта (для слепого ребенка 7 лет, глухого ребенка 6 лет, умственно отсталого ребенка 4 лет)

  4. Обоснуйте необходимость знаний об аномалиях развития для психолога.

ГЛОССАРИЙ

Абилитация – применение комплекса мер медицинского, социального и образовательного характера с целью развития аномального ребенка до наивысшего уровня его функциональных возможностей.

Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей коры левого полушария головного мозга.

Акцентуация – преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие черт или особенностей субъекта.

Алалия – нарушение речи у детей при сохранности слуха и отсутствии органического поражения интеллекта. Различают моторную, при которой сохраняется понимание речи, но нарушена ее произносительная сторона и сенсорную, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причина алалии – органическое повреждение речевых зон коры головного мозга до овладения речью.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, погружением в себя, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга.

Гипертимия – чрезмерная эмоциональность, возбудимость.

Гипокинезия – снижение двигательной активности.

Глухота стойкое нарушение слуха, при котором оказывается невозможным восприятие речи окружающих и самостоятельное овладение речью.

Дактиль (дактильная азбука) – специфическая форма изображения букв посредством изменения положения пальцев правой руки.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дефицитарность – недостаточность анализаторных систем.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей, гиперкинезы).

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизонтогения – порок развития, который затрудняет полноценное психосоциальное развитие ребенка.

Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, может быть связано как с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха, так и с поражением коры головного мозга.

Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различают механическую и функциональную дислалию.

Дислексия – нарушение способности читать, которое наступает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Дистимия – нарушение н6астроения, характеризующееся общей подавленностью.

Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Жестовая речь – самостоятельная форма речи, возникающая у глухого человека как возможность реализации его потребности в общении и включающая мимику, жесты и пантомимику.

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в замедлении темпа психического развития ребенка.

Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Идиотия – наиболее глубокая степень умственной отсталости, характеризующаяся невозможностью адекватного осмысления действительности и отсутствием речи.

Имбецильность – умеренная степень умственной отсталости, допускающая ограниченное овладение речью и обучение ребенка навыкам самообслуживания.

Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций или перестройка всей познавательной деятельности с использованием сохранных функций для замещения нарушенных.

Коррекция – совокупность педагогических, психологических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Логопедия – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, а также методы и приемы коррекции различных нарушений речи у нормально развивающихся детей.

Мутизм – отсутствие речи при сохранном слухе.

Олигофрения – форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате органического поражения коры головного мозга на ранних этапах развития ребенка.

Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики (дефектологии), разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции развития умственно отсталых детей.

Осложненный дефект сочетание одного существенного психофизического нарушения с другим нарушением, выраженным в слабой степени.

Перцепция – непосредственное отображение действительности органами чувств.

Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии.

Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующиеся тотальностью и стабильностью проявлений и социальной дезадаптацией их носителя.

Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-психолого-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Ретардация – задержка, отставание в развитии.

Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения речевого аппарата.

Слепота – полное отсутствие зрительных ощущений или сохранившееся светоощущение, либо остаточное зрение (максимальная острота 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками).

Сложные нарушения развития – сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка.

Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

Сурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения, развития слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих.

Тератогены – болезни или вещества, влияющие на формирование плода и способные вызвать неблагоприятные для его дальнейшего развития изменения.

Тифлопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции детей с нарушениями зрения: слепых и слабовидящих.

Тифлосурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы изучения, воспитания, обучения и развития лиц с одновременным нарушением зрения и слуха.

Тугоухость – такое поражение слуха, которое затрудняет процесс восприятия речи окружающих и препятствует полноценному самостоятельному овладению речью. Может быть выражена в разной степени: от незначительной, проявляющейся в минимальных речевых отклонениях; до тяжелой, граничащей с глухотой, и делающей речь ее носителя неразборчивой для окружающих.

Церебральный – мозговой.

Циклотимия – нарушение настроения, характеризующееся циклическими колебаниями настроения от выражено повышенного до субдепрессивного.

Умственная отсталость – стойкое непреодолимое нарушение познавательной деятельности в результате врожденного или рано приобретенного органического поражения коры головного мозга.

Эхолалия – повторение слов и фраз других людей без осознания их содержания.