logo
педагогика гос 2

3. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все науч­ное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание ус­ловий (материальных, духовных, организационных) для усвое­ния новым поколением общественно-исторического опыта с це­лью подготовки его к общественной жизни и производительно­му труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком соци­альном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятель­ность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном зна­чении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание — это целенаправ­ленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружаю­щего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспита­ния (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстети­ческое и т.д.).

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологий воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем обще­ства и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через вос­питание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего последо­вательного количественного и качественного изменения физи­ческих и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духов­ное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием вне­шних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправ­ляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень кото­рого затем влияет на воспитание, изменяет его. Образование — это специально организованная система внешних условий, создава­емых в обществе для развития человека. Специально организо­ванная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кад­ров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений соглас­но целям, программам, структурам с помощью специально подготов­ленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объе­динены в систему образования, посредством чего идет управление раз­витием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, не­кую завершенность воспитания в соответствии с определенной возра­стной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и ре­зультат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непос­редственно как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образова­ния — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе кото­рого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пре­подавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образо­вания личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усво­ение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и ис­пользование.

Но человек — не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, са­мообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред­шествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения — воспитательные. Воспитательные отно­шения есть разновидность отношений людей между собой, на­правленных на развитие человека посредством воспитания, об­разования, обучения.