logo
педагогика гос 2

4. Характеристика методов научно-педагогического исследования.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школь­ной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опы­та, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, ме­тод компетентных оценок), методы математической статистики, теорети­ческий анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмот­реть сущность этих методов.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процес­се практически любого педагогического исследования, что вполне ес­тественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактичес­кого материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выяс­няет мнение и отношение, как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При исследовании многих педагогических явлений боль­шое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки зна­ний учащихся и их успеваемость, нельзя обойтись без анализа класс­ных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. — проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и уча­щихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоре­тических предположений, или гипотез. Когда гипотеза или предполо­жение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный. В чем их сущность?

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале ис­следования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме.

Созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его зак­лючается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования или, теоретические основы и конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы. Он создает новую психологичес­кую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза под­тверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему теоре­тическому анализу и делаются необходимые выводы.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимен­та, сущность которого заключается в применении апробированной ме­тодики в работе других школ и учителей. Если он подтверждает сделан­ные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является извест­ный русский психолог А.Ф. Лазурский. Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явле­ния, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, что­бы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учите­лей и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики ра­боты лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически, т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педаго­гике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подве­дена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек.