logo
педагогика гос 2

18. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.

В зависимости от дидактических целей в педагогике сложилась наиболее часто используемая классификация уроков.

Выделены следующие типы уроков:

Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия. Так уроки изучения новых знаний могут проходить в виде киноуроков, а также быть построенными на проблемной ситуации. К урокам изучения новых знаний относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные уроки при изучении новых тем.

Типы уроков представленной классификации в чистом виде в педагогической практике встречаются нечасто, за исключением комбинированного.

Структура комбинированного (смешанного урока):

1. организационный момент;

2. проверка домашнего задания;

3. опрос учащихся по пройденному материалу;

4. изучение нового материала;

5. закрепление нового материала;

6. задание на дом.

Урок, построенный на сочетании трех и более дидактических целей называется комбинированным. Это традиционное, наиболее эффективное построение урока. Доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего количества всех проводимых уроков.

Недостатки данного типа урока: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.

Мастерство учителя состоит в умении конструировать формы организации процесса обучения в соответствии с целенаправленным функционированием. С целью повышения эффективности учебного процесса используются педагогами и другие типы урока, на которых учащиеся занимаются каким-либо одним видом деятельности.

К ним относят уроки:

- усвоения новых знаний;

- формирования новых умений;

- обобщения и систематизации знаний, умений;

- контроля и коррекции знаний, умений;

- применения знаний, умений на практике.

Структура данных типов урока, как правило, представлена тремя частями:

1) организация работы (1-3 мин.);

2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.);

3) подведение итогов, домашнее задание (2-3 мин.).

Все названные типы уроков представляют собой, так сказать «укороченный» комбинированный урок.

С середины 70-х годов в отечественной школе было отмечено снижение интереса школьников к занятиям. Находкой педагогов стали нестандартные уроки, целью которых являлось возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Выделяют несколько десятков типов нестандартных уроков. В названии уроков просматриваются цели и методика их проведения. Наибольшее распространение в школе получили следующие типы нестандартных уроков:

Уроки-деловые игры, уроки-конференции, уроки-соревнования,уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты и др.