logo
педагогика гос 2

6. Особенности школы как социально-педагогической системы. Общая характеристика функций управления.

В педагогической на­уке и практике все более усиливается стремление осмыслить це­лостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере слож­ных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направлен­ная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образова­ния Российской Федерации, управления образования края, обла­сти или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци­альная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсис­темами более общей системы общеобразовательной школы. Таки­ми подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внут­ришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправлен­ное сознательное взаимодействие участников целостного педагоги­ческого процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаи­модействие участников целостного педагогического процесса скла­дывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и плани­рования, организации, контроля, регулирования и корригирова­ния.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воз­действие субъекта на объект управления; как влияние управляю­щей системы на управляемую систему с целью перевода послед­ней в качественно новое состояние; как внедрение элементов на­учной организации педагогического труда и др. Однако, с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедре­нием гуманистических идей в педагогический процесс потребо­валась серьезная корректировка и переоценка теоретических ос­нов современного внутришкольного управления. На смену фило­софии воздействия в управлении школой идет философия взаи­модействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория управления школой существенно дополняется теорией педагоги­ческого менеджмента. Теория менеджмента привлекает, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляюще­го) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сто­рона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самосто­ятельного направления — внутришкольного менеджмента.

Основные признаки государственного управления образователь­ными системами. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государ­ственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления об­разованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и сво­бод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведе­ний, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», введенной в действие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успех России в социально-экономической, политической, международ­ной сферах связываются с успехами в системе образования.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании»:

• гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;

- единство федерального, культурного и образовательного про­странства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонациональ­ного государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образо­вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю­щихся, воспитанников;

- свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием; - - автономность образовательных учреж­дений'.

Государственный характер управления образованием проявля­ется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, со­циального, имущественного и должностного положения, соци­ального происхождения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государ­ственную политику путем соблюдения государственных образова­тельных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного ми­нимума содержания образовательных программ и максималь­ного объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уров­ню подготовки выпускников. Задача органов управления образо­ванием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие госу­дарственные органы управления образованием: федеральные; ведомственные; республиканские (республик в составе Российской Федерации); краевые, областные, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления — министерства образо­вания, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международ­ных программ; разработка государственных стандартов и установ­ление эквивалентности документов об образо­вании; государственная аккредитация образовательных учрежде­ний, расширение границ общественной аккредитации; аттеста­ция педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня -профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подго­товка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы обра­зования; разработка государственных нормативов финансирова­ния образовательных учреждений, материально-технической обес­печенности образовательного процесса; прогнозирование сети образовательных учреждений, контроль исполнения законодатель­ства Российской Федерации бюджетной и финансовой дисципли­ны в системе образования.

Для современного состояния управления системой образова­ния наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разраба­тывают наиболее общие стратегические направления, а регио­нальные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаци­онных проблем.

Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются обще­ственные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для созда­ния творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением обществен­ного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция име­ет широкие полномочия, на общешкольной конференции изби­раются совет школы, его председатель, определяется срок их де­ятельности. Каждое учебное заведение принимает на конферен­ции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Ус­тав одной общеобразовательной школы в своих деталях может от­личаться от Устава другой школы, но общая направленность Ус­тава задается Типовым положением об общеобразовательном учеб­ном заведении. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учеб­но-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного за­ведения и устанавливает их права, обязанности, границы полно­мочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса избираются на собраниях своих коллективов учащиеся II и III сту­пеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители, представители общественности.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения). Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направ­лениям:

. организует выполнение решений конференций;

. наряду с родителями обеспечи­вает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государ­ственных и общественных органах вопросов, затрагивающих ин­тересы учащихся;

. устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необ­ходимость и вид ученической формы;

. рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление исполь­зования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

- заслушивает отчеты о работе директора школы, его замести­телей, отдельных педагогов;

• совместно с администрацией учебного заведения и его обще­ственными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из предста­вителей общественности или родителей, работает в тесном кон­такте с администрацией школы и общественными организация­ми. Совет доводит свои решения до сведения родителей.

Наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспи­татели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессио­нальных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (лат. — разнообразие, разностороннее разви­тие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений — гимназий, лице­ев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдель­ных предметов — как государственных, так и негосударственных.

Руководство негосударственным образовательным учреждени­ем осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.