7. Педагогический процесс как целостное явление.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
А.И. Мищенко рассматривает два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования.
Содержание образования и воспитания – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности.
Средства образования (материально-технические и педагогические) – формы, методы, приемы.
Воспитание и обучение – результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.
Единицей педагогического процесса является педагогическая задача (материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью).
Структура педагогического процесса.
Педагог как субъект получает специальное пед.образование. Осознает себя ответственным за будущее поколение. Педагог как объект подвергается воспитательным воздействиям в процессе общения с детьми и стремится к самосовершенствованию.
Ребенок как объект представляет собой индивидуальность развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Однако как субъект он может он может воспринимать наши педагогические воздействия или сопротивляться им.
Цель – это идеальное предвидение результата.
Содержание педагогического процесса – тщательно отбираются, анализируются, обобщаются и производятся в соответствии с возрастными особенностями детей.
Формы, методы и средства воспитания и обучения (организационно-управленческий комплекс) – зависят от цели, содержания, возрастной особенности.
Педагогическая диагностика – установление с помощью специальных методик состояние пед.процесса.
Взаимодействие с социальной средой – пед.процесс не изолирован.
Основные функции педагогического процесса
Образовательная – формирование мотивации и опыта учебно–познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений.
Воспитательная – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.Л.С.
Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания.
Закономерности педагогического процесса:
- связь воспитания и социальной системы (определяется потребностями общества, экономикой, научно – культурными особенностями);
- связь воспитания и деятельности;
- связь воспитания и обучения;
- связь воспитания и активности личности;
- связь воспитания и общения.
Закономерности педагогического процесса находят отражение в принципах.
Принципы – это основные исходные положения какой – либо теории, либо действия.
Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направления.
Педагогический процесс выделяет 2 группы принципов:
- организация педагогического процесса;
- руководство деятельностью.
Принципы организации педагогического процесса
1.Ведущий принцип образования – принцип гуманистической направленности в педагогическом процессе.
2.Связь педагогического процесса с жизнью и практикой.
3.Соединение обучения и воспитания с трудом.
4.Принцип научности. Знания доводятся до научных понятий.
5.Принцип обучения и воспитания детей в коллективе (индивид становится личностью благодаря общению).
6.Принцип преемственности, последовательности и систематичности.
7.Принцип эстетизации (эстетическое отношение к действительности).
- Педагогика
- 1. Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции.
- 2. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
- 3. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
- 4. Характеристика методов научно-педагогического исследования.
- 5. Понятие о методологии педагогики. Методологическая культура педагога.
- 6. Особенности школы как социально-педагогической системы. Общая характеристика функций управления.
- 7. Педагогический процесс как целостное явление.
- Принципы управления деятельностью воспитанников
- 8. Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура.
- М одель структуры процесса обучения
- 9. Современные дидактические концепции.
- 10. Закономерности и принципы процесса обучения.
- 11. Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования.
- 12. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
- 13. Понятие о методах, приёмах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения.
- 14. Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).
- 15. Понятие средств обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
- 16. Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
- 17. Класссно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
- 18. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
- 19. Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования.
- 20. Педагогический контроль и учёт учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
- 21. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
- 22. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.
- 23. Движущие силы, логика, закономерности и принципы воспитания.
- 24. Базовые концепции воспитания и развития личности.
- 25. Понятие содержание воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
- 26. Общее понятие методов и приёмов воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.
- 27. Понятие «коллектив», «группа». Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
- 28. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления.
- 29. Понятие воспитательной системы школы. Характеристика различных воспитательных систем.
- 30. Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Специфика и основания семейного воспитания.
- 31. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 32. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Готовность школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.
- 33. Педагогика межнационального общения.
- 34. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
- 35. Источники историко-педагогических исследований.
- 36. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире.
- 37. Воспитание, образование, педагогическая мысль в эпохи Средневековья и Возрождения.
- 38. История образования и педагогической мысли в Русском (до хуш века) и Российском государстве (до 1917 года).
- 39. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и сша (х1х – хх века).
- 40. Образование и педагогическая мысль в России (х1х – хх века).