logo
педагогика гос 2

32. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Готовность школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элемен­тов: 1) цель обучения (для чего учить); 2) содержа­ние учебной информации (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподава­тель; 5) учащийся.

Педагогический процесс — это способ организации воспитатель­ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и исполь­зовании внешних факторов развития участников. Педагогический про­цесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же струк­туру.

Цель -» Принципы -» Содержание -» Методы -» Средства ~» Формы

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимо­действия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназ­начены для определения основных направлений достижения цели. Со­держание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлени­ям. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством кото­рых передается и принимается содержание. Средства как материали­зованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Воспитание — целенаправленный процесс формирования личнос­ти с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает три существенных признака:

1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобож­дается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превраща­ет в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, само­развития. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред­шествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без само­воспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения челове­ком опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбран­ным средствам.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способ­ность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, при­ведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утвер­ждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно постав­ленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на прой­денный за определенное время путь); осмысление собственной де­ятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); са­моконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведе­ния с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, про­граммы действий, контроля за выполнением программы, оценки полу­ченных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообла­дание, самостимулирование.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеж­дение являются основными приемами самовоспитания.

Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспи­тания». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах лич­ности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.