2. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
Об уровне развития любой науки судят по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.
Систему педагогических наук образуют следующие науки.
Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.
История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).
Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи — логопедия.
Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала человека. Личностный трудовой потенциал рабочего — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности). Развитие личностного потенциала рабочего достигается посредством профессионального воспитания, профессионального образования и обучения.
В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику.
Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям.
8. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме
Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.
Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент — общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.).
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными, в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.
Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).
Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.
Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой, об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т.д.
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений — философия образования.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук — юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.
- Педагогика
- 1. Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции.
- 2. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
- 3. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
- 4. Характеристика методов научно-педагогического исследования.
- 5. Понятие о методологии педагогики. Методологическая культура педагога.
- 6. Особенности школы как социально-педагогической системы. Общая характеристика функций управления.
- 7. Педагогический процесс как целостное явление.
- Принципы управления деятельностью воспитанников
- 8. Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура.
- М одель структуры процесса обучения
- 9. Современные дидактические концепции.
- 10. Закономерности и принципы процесса обучения.
- 11. Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования.
- 12. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
- 13. Понятие о методах, приёмах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения.
- 14. Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).
- 15. Понятие средств обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
- 16. Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
- 17. Класссно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
- 18. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
- 19. Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования.
- 20. Педагогический контроль и учёт учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
- 21. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
- 22. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.
- 23. Движущие силы, логика, закономерности и принципы воспитания.
- 24. Базовые концепции воспитания и развития личности.
- 25. Понятие содержание воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
- 26. Общее понятие методов и приёмов воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.
- 27. Понятие «коллектив», «группа». Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
- 28. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления.
- 29. Понятие воспитательной системы школы. Характеристика различных воспитательных систем.
- 30. Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Специфика и основания семейного воспитания.
- 31. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 32. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Готовность школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.
- 33. Педагогика межнационального общения.
- 34. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
- 35. Источники историко-педагогических исследований.
- 36. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире.
- 37. Воспитание, образование, педагогическая мысль в эпохи Средневековья и Возрождения.
- 38. История образования и педагогической мысли в Русском (до хуш века) и Российском государстве (до 1917 года).
- 39. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и сша (х1х – хх века).
- 40. Образование и педагогическая мысль в России (х1х – хх века).