Введение
Школа – это тот этап в жизни каждого человека, пройдя который он обязательно решает, кем будет. Конечно, учебный процесс в школе подводит выпускника к профессиональному выбору. Однако всегда ли этот выбор заставляет человека задуматься над тем, каким он будет сам и, более того, каков он уже есть? Каким он был на протяжении всех школьных лет, каким становится к окончанию школы – все это существенно влияет на его нравственный выбор, социальные ожидания. И чтобы состоялись эти ожидания, учитель с самых первых шагов своего общения с воспитанниками приучает их ощущать в себе возвышающее чувство человеческого достоинства. И если не всем выпускникам удается сохранить его и действовать в жизни сообразно ему, то есть в этом и доля вины учителя. Когда возникает она? С первым окриком? С равнодушным взглядом, невниманием к ученику? Я не случайно, заговорила об этом важном этапе в жизни каждого школьника, потому что есть вопросы, которые волнуют меня не только как учащуюся школы, выпускницу, но и как будущего педагога.
У каждой школы есть свое лицо, своя индивидуальность, которой она отличается от других учреждений. В нашей школе – это были кадетские классы. Первый класс – с военной подготовкой, второй класс- класс МЧС, третий класс- класс МВД, а четвертый - …, к сожалению, на нем прекратилось кадетское движение. А как красиво все начиналось: смотры строя и огневой подготовки, полевые занятия, борьба, ребят учили танцам, игре на гитаре. Не проходило ни одного парада в День Победы без участия ребят с военной выправкой и в красивой форме. На протяжении нескольких лет ребята занимали призовые места во Всероссийских сборах МЧС, в областных смотрах кадетских классов. Анализируя, почему все так быстро закончилось, мы вместе с педагогами и группой ребят пришли к выводу, что одной из главных причин стало взаимоотношение между педагогами и школьниками, своего рода конфликт, на который не отреагировали вовремя. И вот теперь, когда в районе еще две школы решили воспитывать кадетов, мы вновь поднимаем эту тему, чтобы не совершить подобных ошибок, которые имели место быть в нашей школе.
Эффективное взаимодействие учителя с учеником во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья учащихся в школе. Но все ли учителя умеют так общаться с учениками, чтобы не вызывать у них протеста или недовольства? Все ли школьники довольны отношением к ним педагогов? Я считаю ответы на эти вопросы очень актуальными для себя, так как учусь в школе и хочу понять, какие впечатления останутся у меня и других ребят после ее окончания, будут ли тёплыми воспоминания об учителях, о тех, кто был рядом много лет, как, например, у старшего поколения.
Поэтому целью своего исследования я ставлю: выяснить уровень взаимоотношений учащихся и учителей нашей школы на сегодняшний день и на время обучения кадетских классов в школе.
Задачи, которые я поставила в ходе работы перед собой:
-
Изучить литературу по данной теме.
-
Провести психолого-педагогическое исследование отношений по типу «учитель-ученик» на базе своей школы.
-
Обработать материалы диагностики и сделать анализ полученных результатов для выступления на педагогическом совете и на заседании педагогов, которые работают с кадетами.
-
Сделать соответствующие выводы и принять решение по дальнейшему улучшению эффективности взаимодействия учителей и учащихся.
Гипотеза: доказать или опровергнуть предположение о том, что между учителями и учениками возможно эффективное взаимодействие и при каких условиях.
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- Бесконфликтные отношения «учитель-ученик»: реальность или вымысел?
- Введение
- Глава I. Обзор литературы
- 1.1 Роль общения в жизни человека
- А что может помочь достигать взаимопонимания?
- 1. 2. История вопроса
- 1. 3. Современные требования к педагогу
- 1.4. Профилактика конфликтных ситуаций в школе
- 1.5. Качества учителя, способствующие успешному взаимодействию с учащимися
- 1.6. Авторитет и престиж учителя
- Глава II. Стили педагогического общения и взаимодействия
- 2.1. Стили педагогического взаимодействия
- 2.2. Подходы к определению стиля педагогического общения
- Глава III. Объект и методы исследования.
- Приложение 2.Методика «Встреча» (для учащихся среднего звена))
- Приложение 3. Методика «Пригласительный билет»