logo
Конфликты с преподавателями2 исправлено

1.4. Профилактика конфликтных ситуаций в школе

За последние двадцать лет было реализовано множество проектов и опубликовано множество книг и учебных материалов по этой теме.

Определённые затруднения в работе с классом вызывает тот факт, что мы имеем дело не с добровольным сообществом, так как учащиеся не выбирают ни товарищей по учёбе, ни учителей, так же как учитель чаще всего не выбирает класс. Тем не менее нужно жить и работать вместе каждый день, несколько часов подряд. Конфликты при этом почти неизбежны.

Необходимые предпосылки предотвращения конфликтов:

Цель ненасильственного разрешения конфликтов – найти путь, ведущий участников конфликта к «выигрышу»: вместо того чтобы бороться друг против друга, сообща проанализировать проблему и постараться достичь согласия.

Однако положительные формы поведения в конфликтных ситуациях не приобретаются механически – это длительный и сложный процесс. И учителя овладевают ими, приобретая опыт, в процессе долгих лет.

По исследованиям немецкого психолога, большую роль в разрешении конфликтов в классе, как указывает Д. Валкер, играет пол учителя. Авторитет женщин-учителей часто подвергается сомнению мальчиками. Женщины чаще, чем мужчины, проявляют готовность обсуждать проблемы с детьми.

Способность учителя и учащихся предотвратить конфликт и найти конструктивные решения существенно зависит от того, в какой мере их отношения основаны на доверии.

Для учителей, которые, с одной стороны, проводят чёткие границы дозволенного и недозволенного, а с другой стороны, готовы на компромиссы и не боятся диалога с детьми, такой конфликт не представляет особой опасности.

Наиболее благоприятные предпосылки для конструктивного разрешения конфликтов она видит в младших классах.

Много хлопот доставляет учителям шум в классе во время урока. Они тратят массу времени и энергии на то, чтобы восстановить порядок и спокойствие в классе. Для этого они прибегают к разным тактическим средствам: замечаниям, угрозам, многозначительному молчанию и другим.

Значимость эффективного взаимодействия по типу «учитель-ученик»

Эффективное взаимодействие (общение) учителя с учеником во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья ребёнка. Как организовать эффективное взаимодействие, от каких факторов это зависит, о том, как конструктивно разрешать конфликтные ситуации, описано в книге, написанной для учителей – «В школу – с радостью».

Мы живём в период радикальных перемен в обществе, культуре, системе ценностей. В связи с этим нужны новые стратегии воспитания, ориентированные на Человека как высшую ценность и предполагающие переход от авторитарного воздействия на ребёнка к эффективному взаимодействию с ним.