1.4. Профилактика конфликтных ситуаций в школе
За последние двадцать лет было реализовано множество проектов и опубликовано множество книг и учебных материалов по этой теме.
Определённые затруднения в работе с классом вызывает тот факт, что мы имеем дело не с добровольным сообществом, так как учащиеся не выбирают ни товарищей по учёбе, ни учителей, так же как учитель чаще всего не выбирает класс. Тем не менее нужно жить и работать вместе каждый день, несколько часов подряд. Конфликты при этом почти неизбежны.
Необходимые предпосылки предотвращения конфликтов:
-
Уважение других и себя самого.
-
Готовность слушать и понимать.
-
Чуткость.
-
Самоутверждение.
-
Совместная работа в группе.
-
Открытость и критическое мышление.
-
Фантазия, творчество, удовольствие.
Цель ненасильственного разрешения конфликтов – найти путь, ведущий участников конфликта к «выигрышу»: вместо того чтобы бороться друг против друга, сообща проанализировать проблему и постараться достичь согласия.
Однако положительные формы поведения в конфликтных ситуациях не приобретаются механически – это длительный и сложный процесс. И учителя овладевают ими, приобретая опыт, в процессе долгих лет.
По исследованиям немецкого психолога, большую роль в разрешении конфликтов в классе, как указывает Д. Валкер, играет пол учителя. Авторитет женщин-учителей часто подвергается сомнению мальчиками. Женщины чаще, чем мужчины, проявляют готовность обсуждать проблемы с детьми.
Способность учителя и учащихся предотвратить конфликт и найти конструктивные решения существенно зависит от того, в какой мере их отношения основаны на доверии.
Для учителей, которые, с одной стороны, проводят чёткие границы дозволенного и недозволенного, а с другой стороны, готовы на компромиссы и не боятся диалога с детьми, такой конфликт не представляет особой опасности.
Наиболее благоприятные предпосылки для конструктивного разрешения конфликтов она видит в младших классах.
Много хлопот доставляет учителям шум в классе во время урока. Они тратят массу времени и энергии на то, чтобы восстановить порядок и спокойствие в классе. Для этого они прибегают к разным тактическим средствам: замечаниям, угрозам, многозначительному молчанию и другим.
Значимость эффективного взаимодействия по типу «учитель-ученик»
Эффективное взаимодействие (общение) учителя с учеником во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья ребёнка. Как организовать эффективное взаимодействие, от каких факторов это зависит, о том, как конструктивно разрешать конфликтные ситуации, описано в книге, написанной для учителей – «В школу – с радостью».
Мы живём в период радикальных перемен в обществе, культуре, системе ценностей. В связи с этим нужны новые стратегии воспитания, ориентированные на Человека как высшую ценность и предполагающие переход от авторитарного воздействия на ребёнка к эффективному взаимодействию с ним.
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- Бесконфликтные отношения «учитель-ученик»: реальность или вымысел?
- Введение
- Глава I. Обзор литературы
- 1.1 Роль общения в жизни человека
- А что может помочь достигать взаимопонимания?
- 1. 2. История вопроса
- 1. 3. Современные требования к педагогу
- 1.4. Профилактика конфликтных ситуаций в школе
- 1.5. Качества учителя, способствующие успешному взаимодействию с учащимися
- 1.6. Авторитет и престиж учителя
- Глава II. Стили педагогического общения и взаимодействия
- 2.1. Стили педагогического взаимодействия
- 2.2. Подходы к определению стиля педагогического общения
- Глава III. Объект и методы исследования.
- Приложение 2.Методика «Встреча» (для учащихся среднего звена))
- Приложение 3. Методика «Пригласительный билет»