logo
Конфликты с преподавателями2 исправлено

1.5. Качества учителя, способствующие успешному взаимодействию с учащимися

Прежде всего, учитель должен обладать особого рода психолого-педагогической компетентностью, уметь чувствовать ребёнка как самого себя, понимать закономерности функционирования психических процессов, разбираться в природе групповых отношений, владеть игровыми методами обучения и воспитания. Педагогический профессионализм зависит и от индивидуального жизненного опыта учителя, его умения понимать собственные чувства. С точки зрения поведенческой педагогики, эффективное педагогическое взаимодействие состоит в том, чтобы найти стимулы, вызывающие желательное поведение учащихся и устраняющие нежелательные. Достижение этой цели можно свести к двум парадигмам (платформам): насилия и ненасилия.

С точки зрения гуманистической педагогики, основоположником которой является К. Роджерс, эффективное педагогическое взаимодействие определяется его психотерапевтическим характером, не предполагающим руководство учителя и подчинение ученика.

Педагогу нужно уметь создать в процессе взаимодействия тот психологический комфорт для всех, когда, по словам В. А. Сухомлинского, видят в человеке достоинств в десять, в сто раз больше, чем недостатков.

Итак, обладая эмпатией, искренностью, ощущением собственной ценности и готовностью общаться с учащимися на позитивной основе, учителя могут эффективно взаимодействовать с ними, т. е. влиять на самосознание школьников и становление их личности, могут научить их верить в себя, справляться с трудностями, в полной мере реализовывать свои возможности в учёбе.

Процесс эффективного педагогического взаимодействия

так или иначе предполагает формирование зрелой личности и включает в себя: