1.5. Качества учителя, способствующие успешному взаимодействию с учащимися
Прежде всего, учитель должен обладать особого рода психолого-педагогической компетентностью, уметь чувствовать ребёнка как самого себя, понимать закономерности функционирования психических процессов, разбираться в природе групповых отношений, владеть игровыми методами обучения и воспитания. Педагогический профессионализм зависит и от индивидуального жизненного опыта учителя, его умения понимать собственные чувства. С точки зрения поведенческой педагогики, эффективное педагогическое взаимодействие состоит в том, чтобы найти стимулы, вызывающие желательное поведение учащихся и устраняющие нежелательные. Достижение этой цели можно свести к двум парадигмам (платформам): насилия и ненасилия.
С точки зрения гуманистической педагогики, основоположником которой является К. Роджерс, эффективное педагогическое взаимодействие определяется его психотерапевтическим характером, не предполагающим руководство учителя и подчинение ученика.
Педагогу нужно уметь создать в процессе взаимодействия тот психологический комфорт для всех, когда, по словам В. А. Сухомлинского, видят в человеке достоинств в десять, в сто раз больше, чем недостатков.
Итак, обладая эмпатией, искренностью, ощущением собственной ценности и готовностью общаться с учащимися на позитивной основе, учителя могут эффективно взаимодействовать с ними, т. е. влиять на самосознание школьников и становление их личности, могут научить их верить в себя, справляться с трудностями, в полной мере реализовывать свои возможности в учёбе.
Процесс эффективного педагогического взаимодействия
так или иначе предполагает формирование зрелой личности и включает в себя:
-
умение легко вступать в беседу с учеником;
-
умение слушать его;
-
искренний интерес к ученику;
-
серьёзное отношение к нему;
-
терпимость к его ошибкам и недостаткам;
-
способность чувствовать его боль и радость, уверенность и сомнение;
-
непринуждённость самовыражения и, самое главное, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему;
-
умение видеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха.
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- Бесконфликтные отношения «учитель-ученик»: реальность или вымысел?
- Введение
- Глава I. Обзор литературы
- 1.1 Роль общения в жизни человека
- А что может помочь достигать взаимопонимания?
- 1. 2. История вопроса
- 1. 3. Современные требования к педагогу
- 1.4. Профилактика конфликтных ситуаций в школе
- 1.5. Качества учителя, способствующие успешному взаимодействию с учащимися
- 1.6. Авторитет и престиж учителя
- Глава II. Стили педагогического общения и взаимодействия
- 2.1. Стили педагогического взаимодействия
- 2.2. Подходы к определению стиля педагогического общения
- Глава III. Объект и методы исследования.
- Приложение 2.Методика «Встреча» (для учащихся среднего звена))
- Приложение 3. Методика «Пригласительный билет»