logo
Конфликты с преподавателями2 исправлено

1. 2. История вопроса

Проблема эффективного педагогического взаимодействия затрагивалась в философских, психологических, педагогических работах с давних пор. Уже Демокрит подчёркивал, что хорошо учителю быть любимым, ибо тот, кого все боятся, сам всех боится.

Пифагорейцы стремились из учебного взаимодействия устранить состязательность и соперничество, полагая их неуместными для развития мудрого. Осторожность, сдержанность внушение в мягких выражениях рассматривались ими как основные характеристики эффективного педагогического взаимодействия.

Квинтилиан призывал использовать в общении с учениками просьбы, похвалы и считал, что детским умам вредит чрезмерная взыскательность учителя.

Аль-Газали, один из выдающихся представителей суфийского учения, на первое место ставил «обязанность учителя – симпатизировать ученикам и обращаться с ними как с собственными детьми». Он подчёркивал, что «учитель должен заботиться о благополучии учеников с такой же степенью вовлечённости, как отец или мать заботятся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но как родители быть способным любить их». 1 М. Монтень считал, что эффективное взаимодействие учителя и учащихся не предполагает насилия и принуждения, так как они, как ничто другое, уродуют и извращают натуру с хорошими задатками. Таких же взглядов придерживались замечательные русские педагоги И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, В. В. Измайлов.

Ф. Фребель в центр эффективного педагогического взаимодействия ставил любовь и пример учителя.

Именно так и строили свои отношения с учениками Л. Н. Толстой и С. Т. Шацкий. Толстой, обучая детей «сочинительству» в своей яснополянской школе, обнаружил, что и сам может у них многому поучиться. Это побудило его написать статью под характерным названием «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»

Большое внимание этой проблеме уделял К. Д. Ушинский, подчёркивая определяющую роль личности учителя в педагогическом взаимодействии: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». 2

Выдающийся польский педагог Я. Корчак, исследуя проблему взаимодействия учителя с детьми, предостерегал от чрезмерных требований, строгих оценок: «Мы требуем стандарта добродетелей и поведения и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу…Найдёшь ли в истории пример подобной тирании? Поколение Неронов расплодилось».3 Характеризуя эффективное педагогическое взаимодействие, он отмечает большую роль свободы ребёнка во взаимоотношениях с учителем, а также необходимость поощрений: «Чем больше у ребёнка свободы. Тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний»4.

Об опасности использования учителем власти писал В. А. Сухомлинский. Такие проявления педагога «опустошают детскую душу, порождают недоверие, даже ненависть человека к человеку. К сожалению. Ещё нередко встречаются учителя, любующиеся, наслаждающиеся своей властью над ребёнком». (Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. Т.3. М.: Педагогика, 1981.) Как видим, многими выдающимися философами и педагогами была отмечена тенденция использования власти в процессе педагогического воздействия над заведомо зависимыми от него детьми.