logo
Конфликты с преподавателями2 исправлено

Глава III. Объект и методы исследования.

Исследование взаимоотношений учителей и учащихся школы

Чего ждут от общения с учителями ученики? Насколько свободно и комфортно они ощущают себя в школе? Какие учебные предметы являются наиболее интересными для школьников? На эти вопросы мы попытались ответить проведёнными в школе исследованиями.

Совместно с руководителем моего проекта мы провели анонимное психологическое исследование всех учащихся нашей школы, а также выпускников кадетских классов. Объектом нашего исследования стали как ученики, так и учителя. Для изучения отношений школьников к учителям или школьным предметам были выбраны проективные методики, разработанные психологом Верой Кореневской. Поскольку в нашей школе учатся дети разных возрастов, были использованы и разные методики. (Приложения 1,2,3) Какие результаты в итоге мы получили и какие выводы сделали, обработав данные методики?

  1. В начальном звене школы:

  1. Дети, за исключением, единиц, испытывают состояние психологического комфорта (от 91 до 100% в 3 «А» и 4 «А» классах). Классные руководители, ведущие основные учебные предметы, имеют самый высокий рейтинг и авторитет у детей во всех классах. Высоко оценили ученики преподавателей музыки (в 1-х классах) и английского языка (в 4 «Б» классе).Примерно третья часть детей в каждом классе всё-таки испытывает дефицит психологической поддержки как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. Благополучнее других в этом плане ощущают себя ученики 1-ых и 4 «Б» класса, в котором оказалось 82% таких детей. (Приложение 4)

  1. В среднем звене самый высокий рейтинг имеют преподаватели следующих предметов:

В основном у подростков сохраняется позитивное отношение к учителям, хотя появляется более критическое отношение, что показывает достаточно низкий рейтинг некоторых учебных предметов у школьников. (Приложение 5)

  1. В старшем звене отмечается повышение фактора критичности к учителям, особенно в 11 «Б» классе. Лишь небольшое количество учебных предметов имеют высокий рейтинг – первое место занимают следующие предметы: физкультура (в 9 «Б» классе);история, обществознание (в 9 «А» и 11«А» классах), биология (9«А»),география (в 10 «А» классе) и литература (в 11 «А» классе), обществознание (в 11 «А» классе).

Увеличивается процент негативного восприятия некоторых предметов, а, значит, в какой-то степени и учителей, которое может проецироваться и на негативное отношение к школе как таковой. Отчасти это может быть объяснено наличием у юношей и девушек протестных подростковых реакций, или негативизма, почему-то сохраняющихся в старших классах, и юношеского максимализма. Стоит задуматься, а не результат ли это нашего иногда критического отношения к ученикам и подчас завышенных требований к ним, особенно при подготовке к единым государственным экзаменам?

4 . Ну, и наконец, одним из наиболее важных исследований, как этот уже отмечалось выше, для нас стало определение влияния общения учитель- ученик на жизнь кадетских классов, результат которого помог нам и педагогам не только увидеть ошибки, допущенные в работе с кадетами, но и предостеречь от них учителей из других школ. (Приложение 9). Данное исследование было проведено по 7 параметрам: стиль общения с классным руководителем, стиль общения с куратором, с учителями – предметниками, обратили внимание на удовлетворенность родителей и учащихся деятельностью педагогов, на удовлетворенность педагогов классными коллективами, отследили параметр занятости и получили следующую картину:

  1. Жизнь кадетов, как и других школьников, во многом зависит от роли и стиля общения с классным руководителем , куратором и учителями – предметниками. Панибратство и заигрывание педагогов с учащимися серьезно школьниками не воспринимаются, такой учитель теряет авторитет в их глазах уже к 9 классу. По мнению многих опрошенных кадетов, педагог должен быть образцом для подражания, как на уроке, так и в жизни, должен быть требовательным, последовательным в своих действиях, энтузиастом своего дела.

  2. Необходим правильный подбор педагогов, которые заинтересованы не только в выдаче учебного материала, но и должны быть интересны ученикам как личности, на которых им хотелось бы быть похожими; «Надо, чтобы педагог «горел» тем , что делает, и нас «Зажигает» ( из анкеты)

  3. Чтобы быть удовлетворенными детскими коллективами, педагогам нужно быть не только требовательными к ученикам, но и уметь признавать и вовремя анализировать свои ошибки. «Прислушиваться к нам», «Вовремя увидеть протест», «Нельзя ждать, когда произойдет конфликт»…(Из анкет).

  4. Огромное значение в жизни кадетов должно быть уделено профилизации, но при этом нельзя забывать, что ученики готовы и к иной внеклассной деятельности, направленной на развитие кругозора: «Чем больше мы уставали, чем больше чувствовали, что в нас верят, что нас ждут, тем меньше оставалось времени думать о ненужных вещах.», «Нам не хватало профильных предметов, хотелось больше маршировать, стрелять, участвовать в военных играх, а у нас, в основном, это было только на бумаге»…(Из анкет) Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

  5. Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

С полученными результатами мы выступили на педагогическом совете школы «Без анализа своей деятельности невозможно движение вперед» и совещании педагогов кадетских классов «Роль внеклассной деятельности в жизни школьников», где были разработаны рекомендации для учителей. (Приложение 10)

5. В подтверждение того, что общение является двухсторонним процессом, и нам хотелось узнать, какие эмоции испытывают учителя в школе, какой стиль общения с учениками предпочитают, мы провели с помощью психолога тест «Психологический портрет: опыт самодиагностики», разработанную Г. и З. Резапкиными.

Цель данной методики – помочь учителям понять причины существующих профессиональных проблем и найти при необходимости личные резервы для их решения. (Лист вопросов см. в приложении 7). Исследование также проводилось анонимно, с соблюдением принципа конфиденциальности, и каждый учитель имел возможность самостоятельно, при помощи психолога, обработать тест и проанализировать результаты, так как каждому учителю для самоанализа был предоставлен лист с интерпретацией (приложение 8).

Методика позволяет диагностировать четыре параметра личности:

  1. Приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия).

  2. Психоэмоциональное состояние личности (особенности эмоционального состояния и реакция в ответ на различные стрессовые ситуации).

  3. Самооценку (степень принятия себя и других).

  4. Стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с учениками).

Таким образом, методика даёт учителю «информацию к размышлению», а нам некий собирательный образ учителя нашей школы.

Все полученные данные мы свели в общую таблицу (приложение 9).

Какие результаты получены в ходе исследования?

После проведённой работы учителя на педагогическом совете, обсудив результаты психологических исследований, совместно выработали правила взаимоотношений, способствующих эффективности образовательного процесса:

Эти правила будут помогать ученикам чувствовать свою коммуникативную состоятельность.

Психолог предложила учителям тренинговые занятия по снятию психоэмоционального напряжения и консультирование по обучению способам самопомощи в стрессовых ситуациях, а также были приняты совместные решения по продолжению работы в плане налаживания между учителями и учениками позитивного общения и оказанию постоянной психологической помощи как тем, так и другим созданием в школе на следующий год комнаты психологической разгрузки.

Выводы

  1. Таким образом, в целом педагогическое общение между участниками педагогического процесса в школе является достаточно благоприятным, за исключением отношения к некоторым учителям и учебным предметам, которые ученики считают в основном трудными (физика, алгебра, геометрия) или чувствуют себя недостаточно комфортно, сталкиваясь с авторитарностью отдельных учителей.

  2. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

  3. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

  4. Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную, т.е. педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.

  5. В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком. Характеристикой педагогического общения является его стиль - индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

Цель данного психологического исследования нами достигнута, гипотеза о возможности конструктивного общения между учителями и учащимися подтвердилась и планируется продолжение работы по теме в плане углубления вопроса конфликтного общения и возникающих конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса, насколько они имеют место в нашей школе и по каким причинам чаще всего возникают.

Литература

  1. Абрамова, Г.С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками. - [Текст] / Г.С. Абрамова //http://www.proshkolu.ru/ user/ lpsinkova60 /blog/ 29212/

  2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. - [Текст] / Б.Ц. Бадмаев.- М., 2000.

  3. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения.- [Текст] /С.Н. Батракова. -Ярославль, 1989

  4. Бордовская, Н., Реан, А. Педагогика.- [Текст] / Н. Бордовская, А. Реан //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/

  5. Гатальская Г. В., Крыленко А. В.. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. Минск, «Амалфея», 2000.

  6. Горелов И. Н. и другие. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. Москва, «Просвещение», 1991.

  7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? Москва, «ЧеРо», 2002

  8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - [Текст] / И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997

  9. Джеми Валкер. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Санкт-Петербург, «Светлячок», «Речь», 2001.

  10. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада- [Текст] / А.Г. Исмагилова //Вопросы психологии.-2000.-№5.

  11. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - [Текст] / В.А. Кан-Калик.- М., 1987.

  12. Куркина, Е.В. Теория и практика педагогического общения - [Текст] / //http://festival.1september.ru/articles/506043

  13. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - [Текст] / С.Ю. Курганов.- М., 1989. - 249 с

  14. Либин, А.В. Элементы теории стиля человека.//Психология сегодня в материалах 1 Всероссийской конференции. - [Текст] /А.В.Либин.-М.,1996.

  15. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие - [Текст] / Е.А. Лобанова. -- Балашов: Николаев, 2005. -- 76 с.

  16. Педагогическое общество России, 2001. Статья Кореневской В. «Свет в окошке». Газета «Школьный психолог». №3-2003, с.8-9

  17. Резапкины Г. и З. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики». Газета «Школьный психолог». №3-1999.

  18. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. Москва Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - [Текст] /Е.А. Климов.- Лен.:ЛГУ, 1969.

Приложения

Приложение 1. Методика «Сказка» (для уч-ся нач. школы)

Дорогие ребята! Расскажите, пожалуйста, о своей жизни в школе, о своих друзьях, учителях. Нам очень интересно ваше мнение. Свои листочки можете не подписывать.

Вопросы:

  1. Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко – на тучку. На что похожи ваши учителя: на солнышко или тучку? Если на солнышко, нарисуйте рядом с названием предмета солнышко, а если на тучку, то нарисуйте тучку.

  2. Фея в сказках добрая, ласковая, от неё веет теплом. А Снежная королева – красивая, строгая. Когда к ней подойдёшь, от неё веет холодом. Кто из ваших учителей Фея, а кто Снежная королева? Если Фея, то нарисуйте цветок во второй клеточке, если Снежная королева – нарисуйте ёлочку.

  3. Когда мама рядом, она обнимет, погладит по голове, возьмёт за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Кто из ваших учителей поступает так, как мама, нарисуйте также цветок, а кто нет – ёлочку.

  4. У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую не каждому человеку можно рассказать, а только такому, который внимательно выслушает, не будет смеяться и никому о ней не расскажет. Кому из учителей вы доверите сою тайну, нарисуйте цветок, кому нет – ёлочку.

  5. Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые – темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Нарисуйте цветы рядом с учителями, которых вы не боитесь, и ёлочки, если вы побаиваетесь этого учителя.

  6. Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко. Когда вас обидят или вы получите двойку, приходят ли вам на помощь ребята или учителя? Защищают ли вас, сочувствуют ли вам? Или никто в классе не помогает, и от этого хочется плакать? Если помогают, то нарисуйте цветок, если нет – ёлочку.

  7. У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если у вас была бы волшебная палочка, захотели бы вы взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или вам и в этом классе хорошо? Если хорошо –нарисуйте цветок, если плохо – ёлочку.

Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы.