Глава III. Объект и методы исследования.
Исследование взаимоотношений учителей и учащихся школы
Чего ждут от общения с учителями ученики? Насколько свободно и комфортно они ощущают себя в школе? Какие учебные предметы являются наиболее интересными для школьников? На эти вопросы мы попытались ответить проведёнными в школе исследованиями.
Совместно с руководителем моего проекта мы провели анонимное психологическое исследование всех учащихся нашей школы, а также выпускников кадетских классов. Объектом нашего исследования стали как ученики, так и учителя. Для изучения отношений школьников к учителям или школьным предметам были выбраны проективные методики, разработанные психологом Верой Кореневской. Поскольку в нашей школе учатся дети разных возрастов, были использованы и разные методики. (Приложения 1,2,3) Какие результаты в итоге мы получили и какие выводы сделали, обработав данные методики?
-
В начальном звене школы:
-
Дети, за исключением, единиц, испытывают состояние психологического комфорта (от 91 до 100% в 3 «А» и 4 «А» классах). Классные руководители, ведущие основные учебные предметы, имеют самый высокий рейтинг и авторитет у детей во всех классах. Высоко оценили ученики преподавателей музыки (в 1-х классах) и английского языка (в 4 «Б» классе).Примерно третья часть детей в каждом классе всё-таки испытывает дефицит психологической поддержки как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. Благополучнее других в этом плане ощущают себя ученики 1-ых и 4 «Б» класса, в котором оказалось 82% таких детей. (Приложение 4)
-
В среднем звене самый высокий рейтинг имеют преподаватели следующих предметов:
-
русский язык (в 7-х и 8 «А» классе);
-
литература (в 7 А» и 8 «А» классах);
-
информатика (в 5«А»,6 «А»,7 «А», 8 «К» кл.);
-
геометрия (7 «Б»)
-
география (в 6 «А»классе)
-
труды (в 5 «А» и 8 «Б» классах);
-
физкультура (в 6 «А», 7 «Б», 8 «К» классах)
В основном у подростков сохраняется позитивное отношение к учителям, хотя появляется более критическое отношение, что показывает достаточно низкий рейтинг некоторых учебных предметов у школьников. (Приложение 5)
-
В старшем звене отмечается повышение фактора критичности к учителям, особенно в 11 «Б» классе. Лишь небольшое количество учебных предметов имеют высокий рейтинг – первое место занимают следующие предметы: физкультура (в 9 «Б» классе);история, обществознание (в 9 «А» и 11«А» классах), биология (9«А»),география (в 10 «А» классе) и литература (в 11 «А» классе), обществознание (в 11 «А» классе).
Увеличивается процент негативного восприятия некоторых предметов, а, значит, в какой-то степени и учителей, которое может проецироваться и на негативное отношение к школе как таковой. Отчасти это может быть объяснено наличием у юношей и девушек протестных подростковых реакций, или негативизма, почему-то сохраняющихся в старших классах, и юношеского максимализма. Стоит задуматься, а не результат ли это нашего иногда критического отношения к ученикам и подчас завышенных требований к ним, особенно при подготовке к единым государственным экзаменам?
4 . Ну, и наконец, одним из наиболее важных исследований, как этот уже отмечалось выше, для нас стало определение влияния общения учитель- ученик на жизнь кадетских классов, результат которого помог нам и педагогам не только увидеть ошибки, допущенные в работе с кадетами, но и предостеречь от них учителей из других школ. (Приложение 9). Данное исследование было проведено по 7 параметрам: стиль общения с классным руководителем, стиль общения с куратором, с учителями – предметниками, обратили внимание на удовлетворенность родителей и учащихся деятельностью педагогов, на удовлетворенность педагогов классными коллективами, отследили параметр занятости и получили следующую картину:
-
Жизнь кадетов, как и других школьников, во многом зависит от роли и стиля общения с классным руководителем , куратором и учителями – предметниками. Панибратство и заигрывание педагогов с учащимися серьезно школьниками не воспринимаются, такой учитель теряет авторитет в их глазах уже к 9 классу. По мнению многих опрошенных кадетов, педагог должен быть образцом для подражания, как на уроке, так и в жизни, должен быть требовательным, последовательным в своих действиях, энтузиастом своего дела.
-
Необходим правильный подбор педагогов, которые заинтересованы не только в выдаче учебного материала, но и должны быть интересны ученикам как личности, на которых им хотелось бы быть похожими; «Надо, чтобы педагог «горел» тем , что делает, и нас «Зажигает» ( из анкеты)
-
Чтобы быть удовлетворенными детскими коллективами, педагогам нужно быть не только требовательными к ученикам, но и уметь признавать и вовремя анализировать свои ошибки. «Прислушиваться к нам», «Вовремя увидеть протест», «Нельзя ждать, когда произойдет конфликт»…(Из анкет).
-
Огромное значение в жизни кадетов должно быть уделено профилизации, но при этом нельзя забывать, что ученики готовы и к иной внеклассной деятельности, направленной на развитие кругозора: «Чем больше мы уставали, чем больше чувствовали, что в нас верят, что нас ждут, тем меньше оставалось времени думать о ненужных вещах.», «Нам не хватало профильных предметов, хотелось больше маршировать, стрелять, участвовать в военных играх, а у нас, в основном, это было только на бумаге»…(Из анкет) Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
-
Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.
С полученными результатами мы выступили на педагогическом совете школы «Без анализа своей деятельности невозможно движение вперед» и совещании педагогов кадетских классов «Роль внеклассной деятельности в жизни школьников», где были разработаны рекомендации для учителей. (Приложение 10)
5. В подтверждение того, что общение является двухсторонним процессом, и нам хотелось узнать, какие эмоции испытывают учителя в школе, какой стиль общения с учениками предпочитают, мы провели с помощью психолога тест «Психологический портрет: опыт самодиагностики», разработанную Г. и З. Резапкиными.
Цель данной методики – помочь учителям понять причины существующих профессиональных проблем и найти при необходимости личные резервы для их решения. (Лист вопросов см. в приложении 7). Исследование также проводилось анонимно, с соблюдением принципа конфиденциальности, и каждый учитель имел возможность самостоятельно, при помощи психолога, обработать тест и проанализировать результаты, так как каждому учителю для самоанализа был предоставлен лист с интерпретацией (приложение 8).
Методика позволяет диагностировать четыре параметра личности:
-
Приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия).
-
Психоэмоциональное состояние личности (особенности эмоционального состояния и реакция в ответ на различные стрессовые ситуации).
-
Самооценку (степень принятия себя и других).
-
Стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с учениками).
Таким образом, методика даёт учителю «информацию к размышлению», а нам некий собирательный образ учителя нашей школы.
Все полученные данные мы свели в общую таблицу (приложение 9).
Какие результаты получены в ходе исследования?
-
Первый параметр относительно ценностей учителей показал, что преобладающее большинство имеют высокую самодостаточность и широкий круг интересов. Для третьей части учителей наиболее близки интересы учеников, а третья часть нуждается в поддержке коллег, их мнении и признании.
-
Что касается психоэмоционального состояния учителей нашей школы, то преобладают ответы, показывающие повышенную чувствительность нервной системы у учителей и высокой возможности сопереживания другим. По этой причине неблагополучные ситуации или конфликты периодически могут «выбивать из колеи» учителей, приводя к повышению раздражительности и тревожности. То есть, это говорит о том, что эмоциональное состояние педагогов недостаточно стабильное и зависит от обстоятельств.
-
Примерно третья часть учителей находится на грани нервного срыва. Работа в школе отнимает у них столько физических и душевных сил, что они часто испытывают чувство тревоги, бессилия, раздражения, что в конечном итоге влияет и на учеников, чьё эмоциональное состояние напрямую зависит от состояния педагогов. И лишь небольшая часть учителей имеет достаточно благополучное эмоциональное состояние, уравновешенность, что определяет работоспособность и эффективность их работы.
-
Что касается фактора самооценки учителей, то результаты теста показали её недостаточную устойчивость и зависимость от мнения других людей, настроения, внешних обстоятельств у большинства учителей. Снижение самооценки также оказывает негативное влияние на эффективность общения со школьниками и затрудняет решение проблем или конфликтных ситуаций. Лишь у части педагогов преобладает позитивное самовосприятие и восприятие, что помогает им оказывать необходимую психологическую помощь и поддержку школьникам.
-
Что касается стиля преподавания, то у преобладающего большинства преобладает вариант сотрудничества. Для многих учителей ученик является равноправным партнёром, и лишь у двоих педагогов сочетаются авторитарный и демократический стили общения с учениками.
-
Судя по шкале искренности и правдивости, результаты можно считать достоверными.
После проведённой работы учителя на педагогическом совете, обсудив результаты психологических исследований, совместно выработали правила взаимоотношений, способствующих эффективности образовательного процесса:
-
Уважение друг к другу (признание достоинств другого человека).
-
Принятие людей такими, какие они есть, с учётом их сильных и слабых сторон.
-
Умение внимательно слушать друг друга.
-
Демонстрация интереса к тому, с кем общаешься.
-
Готовность (установка к сотрудничеству).
-
Спокойное, ровное, доброжелательное общение.
-
Проявление эмпатии (понимание чувств другого человека).
-
Высказывание одобрения (психологическая поддержка).
-
Демонстрация своих тёплых отношений, чувств и положительных эмоций.
-
Учёт правил бесконфликтного общения.
Эти правила будут помогать ученикам чувствовать свою коммуникативную состоятельность.
Психолог предложила учителям тренинговые занятия по снятию психоэмоционального напряжения и консультирование по обучению способам самопомощи в стрессовых ситуациях, а также были приняты совместные решения по продолжению работы в плане налаживания между учителями и учениками позитивного общения и оказанию постоянной психологической помощи как тем, так и другим созданием в школе на следующий год комнаты психологической разгрузки.
Выводы
-
Таким образом, в целом педагогическое общение между участниками педагогического процесса в школе является достаточно благоприятным, за исключением отношения к некоторым учителям и учебным предметам, которые ученики считают в основном трудными (физика, алгебра, геометрия) или чувствуют себя недостаточно комфортно, сталкиваясь с авторитарностью отдельных учителей.
-
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
-
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
-
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную, т.е. педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.
-
В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком. Характеристикой педагогического общения является его стиль - индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Цель данного психологического исследования нами достигнута, гипотеза о возможности конструктивного общения между учителями и учащимися подтвердилась и планируется продолжение работы по теме в плане углубления вопроса конфликтного общения и возникающих конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса, насколько они имеют место в нашей школе и по каким причинам чаще всего возникают.
Литература
-
Абрамова, Г.С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками. - [Текст] / Г.С. Абрамова //http://www.proshkolu.ru/ user/ lpsinkova60 /blog/ 29212/
-
Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. - [Текст] / Б.Ц. Бадмаев.- М., 2000.
-
Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения.- [Текст] /С.Н. Батракова. -Ярославль, 1989
-
Бордовская, Н., Реан, А. Педагогика.- [Текст] / Н. Бордовская, А. Реан //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/
-
Гатальская Г. В., Крыленко А. В.. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. Минск, «Амалфея», 2000.
-
Горелов И. Н. и другие. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. Москва, «Просвещение», 1991.
-
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? Москва, «ЧеРо», 2002
-
Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - [Текст] / И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997
-
Джеми Валкер. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Санкт-Петербург, «Светлячок», «Речь», 2001.
-
Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада- [Текст] / А.Г. Исмагилова //Вопросы психологии.-2000.-№5.
-
Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - [Текст] / В.А. Кан-Калик.- М., 1987.
-
Куркина, Е.В. Теория и практика педагогического общения - [Текст] / //http://festival.1september.ru/articles/506043
-
Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - [Текст] / С.Ю. Курганов.- М., 1989. - 249 с
-
Либин, А.В. Элементы теории стиля человека.//Психология сегодня в материалах 1 Всероссийской конференции. - [Текст] /А.В.Либин.-М.,1996.
-
Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие - [Текст] / Е.А. Лобанова. -- Балашов: Николаев, 2005. -- 76 с.
-
Педагогическое общество России, 2001. Статья Кореневской В. «Свет в окошке». Газета «Школьный психолог». №3-2003, с.8-9
-
Резапкины Г. и З. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики». Газета «Школьный психолог». №3-1999.
-
Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. Москва Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - [Текст] /Е.А. Климов.- Лен.:ЛГУ, 1969.
Приложения
Приложение 1. Методика «Сказка» (для уч-ся нач. школы)
Дорогие ребята! Расскажите, пожалуйста, о своей жизни в школе, о своих друзьях, учителях. Нам очень интересно ваше мнение. Свои листочки можете не подписывать.
Вопросы:
-
Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко – на тучку. На что похожи ваши учителя: на солнышко или тучку? Если на солнышко, нарисуйте рядом с названием предмета солнышко, а если на тучку, то нарисуйте тучку.
-
Фея в сказках добрая, ласковая, от неё веет теплом. А Снежная королева – красивая, строгая. Когда к ней подойдёшь, от неё веет холодом. Кто из ваших учителей Фея, а кто Снежная королева? Если Фея, то нарисуйте цветок во второй клеточке, если Снежная королева – нарисуйте ёлочку.
-
Когда мама рядом, она обнимет, погладит по голове, возьмёт за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Кто из ваших учителей поступает так, как мама, нарисуйте также цветок, а кто нет – ёлочку.
-
У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую не каждому человеку можно рассказать, а только такому, который внимательно выслушает, не будет смеяться и никому о ней не расскажет. Кому из учителей вы доверите сою тайну, нарисуйте цветок, кому нет – ёлочку.
-
Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые – темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Нарисуйте цветы рядом с учителями, которых вы не боитесь, и ёлочки, если вы побаиваетесь этого учителя.
-
Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко. Когда вас обидят или вы получите двойку, приходят ли вам на помощь ребята или учителя? Защищают ли вас, сочувствуют ли вам? Или никто в классе не помогает, и от этого хочется плакать? Если помогают, то нарисуйте цветок, если нет – ёлочку.
-
У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если у вас была бы волшебная палочка, захотели бы вы взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или вам и в этом классе хорошо? Если хорошо –нарисуйте цветок, если плохо – ёлочку.
Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы.
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- XIV Российская научная конференция школьников «Открытие»
- Бесконфликтные отношения «учитель-ученик»: реальность или вымысел?
- Введение
- Глава I. Обзор литературы
- 1.1 Роль общения в жизни человека
- А что может помочь достигать взаимопонимания?
- 1. 2. История вопроса
- 1. 3. Современные требования к педагогу
- 1.4. Профилактика конфликтных ситуаций в школе
- 1.5. Качества учителя, способствующие успешному взаимодействию с учащимися
- 1.6. Авторитет и престиж учителя
- Глава II. Стили педагогического общения и взаимодействия
- 2.1. Стили педагогического взаимодействия
- 2.2. Подходы к определению стиля педагогического общения
- Глава III. Объект и методы исследования.
- Приложение 2.Методика «Встреча» (для учащихся среднего звена))
- Приложение 3. Методика «Пригласительный билет»