logo
Конфликты с преподавателями2 исправлено

Приложение 3. Методика «Пригласительный билет»

Ребята, я пришла к вам, так как возникла необходимость узнать ваше мнение по одному очень важному вопросу. В нашей школе, как и в других школах города, иногда бывают гости. И мы хотели бы посоветоваться с вами, на какие уроки их приглашать. Поэтому сегодня я предлагаю вам заполнить пригласительный билет. Вы согласны помочь?

Если вы хотите пригласить гостей на тот или иной урок, то в нужной клетке поставьте знак «!» Он обозначает положительные эмоции (радость, удовольствие), которые вызывает этот урок у вас. Гостям приятно побывать на тех уроках, на которых вам интересно, где вы узнаёте что-то новое и важное для себя, где вы чувствуете себя комфортно, на тех, которые вам нравятся. Свои листы можете не подписывать.

Вопросы:

  1. На каких уроках вам интересно?

  2. На каких уроках царит комфортная атмосфера?

  3. Какие уроки вы любите?

А теперь внимательно посмотрите на свой пригласительный билет. Если вы мало пригласили гостей на какой-то урок, значит, для этого есть основания. Если вам не трудно, ответьте, пожалуйста, какие. Почему вам не захотелось пригласить никого на этот или другой урок? Опишите свои мысли и чувства.

Я благодарю вас за то, что вы высказали собственное мнение, поделились своими впечатлениями.

Приложение 4.Рейтинг учителей в начальной школе

(обратная связь от учащихся по методике «Сказка»)

Учебные предметы

1

Классные руководители

I

I

I

I

I

I

2

ИЗО

III

II

III

IV

V

III

3

МУЗЫКА

II

I

II

II

II

I

4

ФИЗКУЛЬТУРА

III

II

II

III

IV

II

5

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (углубл.)

IV

III

I

6

ИНФОРМАТИКА

II

7

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

II

III

8

Помощь и поддержка - %

90/10

89/11

76/24

62/38

58/42

82/18

9

Психологический комфорт в классе - %

90/10

94/6

91/9

100

95/5

100



I - II места – (60%), III место – (23%), IV – VI места – (17%).

Приложение 5. Рейтинг учителей в средней школе

(обратная связь от учащихся по методикам «Встреча» и «Пригласительный билет» )

Учебные предметы/классы

8 К

1

Математика (алгебра)

V

III

II

III

III

III

IV

2

Русский язык

V

I

I

I

III

IV

3

Литература

III

III

II

I

I

III

IV

4

История

III

VI

III

III

II

III

IV

5

Природоведение

III

6

Музыка

II

III

II

III

7

Физкультура

II

I

IV

I

II

II

I

8

Иностранный язык

IV

III

IV

III

III

IV

9

Труды

I

II

III

II

II

I

10

ИЗО

IV

IV

VI

III

11

Информатика

I

I

I

III

II

II

I

12

География

I

II

III

II

III

13

Биология

II

II

III

IV

IV

14

Геометрия

II

I

II

V

15

Физика

III

III

IV

V

16

Обществознание

III

II

II

III

I – II места –49%, III место–31%, IV – VI места –20%.

Приложение 6 .Рейтинг учителей в старшей школе

(обратная связь от учащихся по методике «Пригласительный билет»)

Учебные предметы/классы

10А

11А

11Б

1

Алгебра

IV

V

IV

III

III

2

Русский язык

IV

III

III

V

IV

3

Литература

II

V

III

I

III

4

Геометрия

III

III

VI

V

III

5

История

I

VI

II

I

III

6

Биология

I

III

II

IV

II

7

География

III

I

IV

IV

8

Физика

V

VI

VI

VI

VI

9

Обществознание

II

II

VI

I

II

10

Иностранный язык

III

V

II

II

III

11

Химия

IV

VI

III

IV

12

Информатика

II

II

II

II

II

13

Физкультура

III

I

II

III

III

I – II места – 27%.

III место–26%.

IV – VI места –47%.

Приложение 7.Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики

Лист вопросов

  1. Что, по вашему мнению, важнее всего в воспитании?

    1. Окружить ребёнка теплотой и заботой.

    2. Воспитать уважительное отношение к старшим.

    3. Выработать определённые взгляды и умения.

  1. Если кто-то в классе отвлекается, вас это раздражает?

    1. Да.

    2. Нет.

    3. В зависимости от настроения.

  2. Что вы испытываете, когда ученик на уроке излагает факты, которые вам не известны?

  1. Интерес.

  2. Смущение.

  3. Раздражение.

  1. Что вы делаете, если класс не приведён в порядок?

  1. Не могу начать урок.

  2. Не обращаю на это внимания.

  3. Зависит от ситуации.

  1. Что вы делаете, когда несправедливо поступили с учеником?

  1. Трудно признать это.

  2. Готов признать свою неправоту.

  3. Таких случаев не было.

  1. Какие отношения для вас важнее?

  1. Отношения с учениками.

  2. Отношения с коллегами.

  3. Не знаю.

  1. Вызывают ли у вас некоторые ученики раздражение, которое бывает трудно скрыть?

  1. Часто.

  2. Иногда.

  3. Никогда не вызывают.

  1. Как действует на вас присутствие на уроках посторонних?

  1. Воодушевляет.

  2. Никак не отражается.

  3. Выбивает из колеи.

  1. Считаете ли вы своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. В зависимости от ситуации.

  1. С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем своим ученикам?

  1. Не уверен.

  2. Нет.

  3. Да.

  1. С кем вы предпочитаете общаться во время перемены?

  1. С учениками.

  2. С коллегами.

  3. Побыть в одиночестве.

  1. Всегда ли вы идёте на урок в приподнятом настроении?

  1. Никогда.

  2. Иногда.

  3. Всегда.

  1. Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не уверен, что такие качества есть.

  1. Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?

  1. Того, который даёт чёткие указания.

  2. Того, который не вмешивается в работу.

  3. Того, который даёт простор для творчества.

  1. Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не помню.

  1. Как вы относитесь к случайным встречам с учениками за пределами школы?

  1. Это доставляет мне удовольствие.

  2. Это вызывает у меня чувство неловкости.

  3. Это не вызывает у меня особых эмоций.

  1. Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?

  1. Часто.

  2. Редко.

  3. Никогда.

  1. Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?

  1. Мало волнуют.

  2. Иногда задевают.

  3. Часто задевают.

  1. Придерживаетесь ли вы во время урока намеченного плана?

  1. Всегда.

  2. Предпочитаю импровизацию.

  3. Зависит от ситуации.

  1. Случалось ли вам нелестно отзываться о своих коллегах?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не помню.

  1. Согласны ли вы с мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть?

  1. Согласен.

  2. Не согласен.

  3. Что-то в этом есть.

  1. Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и коллег?

  1. Да.

  2. Иногда.

  3. Нет.

  1. Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами?

  1. Доставляет удовольствие.

  2. Особых эмоций не вызывает.

  3. Недовольство.

  1. Как вы реагируете, когда видите, что ученик ведёт себя вызывающе по отношению к вам?

  1. Плачу ему той же монетой.

  2. Игнорирую этот факт.

  3. Предпочитаю выяснить отношения.

  1. Готовитесь ли вы к урокам?

  1. Обычно да.

  2. Иногда.

  3. Всегда.

  1. Что для вас важнее всего в работе?

  1. Привязанность учеников.

  2. Признание коллег.

  3. Чувство собственной необходимости.

  1. Зависит ли успех урока от вашего физического и душевного состояния?

  1. Да.

  2. Иногда.

  3. Не зависит.

  1. Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении к себе со стороны коллег?

  1. Не сомневаюсь.

  2. Сомневаюсь.

  3. Затрудняюсь ответить.

  1. Что вы делаете, если ученик высказывает точку зрения, которую вы не можете принять?

  1. Стараюсь поправить его, объяснить ошибку.

  2. Перевожу разговор на другую тему.

  3. Пытаюсь понять его точку зрения.

  1. Опаздываете ли вы на работу?

  1. Регулярно.

  2. Изредка.

  3. Никогда не опаздываю.

  1. Что вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика?

  1. Заступлюсь за него.

  2. Один на один сделаю замечание коллеге.

  3. Сочту некорректным вмешиваться.

  1. Работа даётся вам ценой большого напряжения?

  1. Обычно да.

  2. Иногда.

  3. Редко.

  1. Есть ли у вас сомнения в своём профессионализме?

  1. Конечно.

  2. есть сомнения.

  3. Не приходилось задумываться.

  1. Что, по-вашему, в школьном коллективе важнее всего?

  1. Трудовая дисциплина.

  2. Отсутствие конфликтов.

  3. Возможность работать творчески.

  1. Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?

  1. Часто.

  2. Иногда.

  3. Никогда.

  1. Согласны ли вы с высказыванием: «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»?

  1. Согласен полностью.

  2. Не согласен.

  3. Что-то в этом есть.

  1. Мешают ли мысли о работе вам уснуть?

  1. Часто.

  2. Редко.

  3. Никогда не мешают.

  1. Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас вопросам?

  1. Часто.

  2. Иногда.

  3. Предпочитаю слушать других.

  1. Считаете ли вы возможным повысить голос на ученика?

  1. Если ученик этого заслуживает.

  2. Затрудняюсь ответить.

  3. Это недопустимо.

  1. Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?

  1. Не всегда.

  2. Не знаю.

  3. Всегда.

  1. Испытываете ли вы потребность в общении с учениками во время каникул?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Иногда.

  1. Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями?

  1. Редко.

  2. Обычно да.

  3. Всегда.

  1. Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне компетентных людей?

  1. Да.

  2. Не помню.

  3. Нет.

  1. Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на уроках?

  1. Мешают учебному процессу.

  2. Игнорирую.

  3. Использую.

  1. Случалось ли вам быть не совсем искренним с людьми?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не помню.

  1. На чью сторону вы встаёте в конфликте между учителем и учеником?

  1. На сторону ученика.

  2. На сторону учителя.

  3. Сохраняю нейтралитет.

  1. Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?

  1. Как правило, да.

  2. Не всегда.

  3. Проблем со здоровьем нет.

  1. Относятся ли ваши ученики вам с симпатией?

  1. Да.

  2. Не все.

  3. Не знаю.

  1. Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?

  1. Не вызывают.

  2. Не знаю.

  3. Вызывают.

Приложение 8. Интерпретация к тесту «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики»

Шкала 1. Приоритетные ценности

Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка даёт возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье – ваше и учеников.

Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелёгкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем – пронизано чувством недоверия и отчуждённости, затрудняет сотрудничество.

Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но, вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.

Шкала 2. Психоэмоциональное состояние

Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить своё психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.

Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.

Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Шкала 3. Самооценка

Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.

Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлёту, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определённую ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.

Шкала 4. Стиль преподавания

Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас – объект воздействия, а не равноправный партнёр. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жёсткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учёта ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?

Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идёте на большие жертвы, но в вас растёт чувство неудовлетворённости работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания – строить новые, партнёрские отношения с миром и с учениками?

Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик – равноправный партнёр. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворённость своей профессией, высокая степень принятия себя и других. Гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передаётся и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.

Шкала 5. Достоверность фактов

Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.

Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Влияние общения учитель- ученик на жизнь кадетских классов

Класс А

(15 человек)

Класс Б

(15 человек)

Класс В

(15 человек)

Класс Г

(15 человек)

  1. Стиль общения с классным руководителем

(В.А. Кан-Калик)

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

Общение-дистанция

Заигрывание

Общение-дистанция

  1. Стиль общения с куратором кадетов

(М. Тален)

«Менеджер»..

Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

«Мастер»

Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

«Генерал»

Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.

«Гид»

Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

3. Стиль общения с учителями – предметниками

Операциональный стиль («Делай таким же способом, как я»)

Ситуативный

(«Делай то же самое, что я».

Общение - устрашение Ситуативный

(«Делай то же самое, что я».

Ценностный стиль общения в общем виде может быть выражен так: «Человек - мера всего».

  1. Удовлетворенность деятельностью педагогов :

Родители:

86%

79%

52%

82%

Ученики:

72%

73%

38%

61%

5. Количество педагогов, на которых хотелось бы быть похожим

(из 10 человек)

9

7

3

4

6. Удовлетворенность педагогов классным коллективом

92%

80%

32%

69%

7. Средний еженедельный % занятости учащихся внеучебной деятельностью,

  • связанной с профилем обучения:

  • не связанной с профилем обучения:

67%

30 %

61%

28 %

50%

12 %

28%

62 %

Приложение 10

Рекомендации для учителей, работающих с кадетскими классами:

  1. Для успешного взаимодействия со школьниками следует, прежде всего, адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Всегда следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом.

  2. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении учителя и учащихся, на утверждении достоинства личности школьников и собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, понимать каждого, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

  3. Педагогу также необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, не выпячивая, безусловно, своих достоинств.

  4. Ввиду того что характерным элементом общения является неопределенность, связанная с недостаточностью информации относительно психического состояния и мотивов поведения ученика, учителю следует развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно ее истолковывать. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги,-становиться на их точку зрения.

  5. Важным показателем мастерства общения учителя со школьниками на уроке и вне его является увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя, уменьшение непродуктивного молчания, увеличение количества контактов (вопросов-ответов). Активизации общения способствуют использование повторов мыслей школьников, ссылки на высказывания учащихся, уменьшение прямых требований.

  6. Даже при незначительных успехах ребят следует быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии коллектива, а порицать лучше наедине. Учительская речь при этом не должна быть "анемичной". И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

  7. Если, приступив к работе, вы в течение какого-то времени все же не замечаете сдвигов, на которые надеялись, все равно не злоупотребляйте жалобами на учащихся, не начинайте разговор с претензий. Ваша задача - сделать и родителей союзниками своих педагогических намерений, вызвать их на соразмышление. А это возможно лишь в том случае, если учитель проявит искреннюю заинтересованность в судьбе школьника, тревогу за него, уважение к мнению родителей, желание сотрудничать. Нужно чаще нести радость в семью, быть ей помощником, а не искать в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

  8. Начинающему учителю зачастую недостает умений прийти к взаимопониманию из-за беспредметности разговора или, хуже того, нетактичного расспроса. Содержание беседы должно быть интересным обеим сторонам, и об этом должен заботиться сам учитель.

  9. Так как ситуации в процессе урока и внеклассной деятельности не повторяются в полной мере, то невозможно дать и точные рецепты для разрешения любой проблемы, возникающей в учительской практике. Можно сформировать установки на определенный стиль поведения, которые в реальных условиях подскажут рациональную реакцию на возникшую ситуацию.

  10. В общении со школьниками следует помнить о поддержании авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением лично вашего педагогического влияния на ребят.

1 Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: В 2 т. Пер. с англ. М.: Три Л, 1992. Т.2

2 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1988.

3 Корчак Я. Как любить ребёнка. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

4 Корчак Я. Как любить ребёнка. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

5 В. А. Сухомлинский «Рождение гражданина»

6 Куркина, Е.В. Теория и практика педагогического общения - [Текст] / //http://festival.1september.ru/articles/506043

7 Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - [Текст] /Е.А. Климов.- Лен.:ЛГУ, 1969

8 Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения.- [Текст] /С.Н. Батракова. -Ярославль, 1989, с. 16

9 Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - [Текст] / В.А. Кан-Калик.- М., 1987.

10 Г.С. Абрамова //http://www.proshkolu.ru/ user/ lpsinkova60 /blog/ 29212

25