3. Методы психологии развития.
В психологии развития используются различные методы психологии, среди которых традиционно выделяется 5 групп:
1 группа — организационные методы — группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.
К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.
2 группа — эмпирические методы — группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.
3 группа — методы обработки данных — подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т.д.).
4 группа — интерпретационные методы — различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).
5 группа — методы психологического воздействия — специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.
Среди выделенных групп методов особое значение имеют способы первичной информации (эмпирические методы). Они позволяют получить необходимые данные о интересующем аспекте психологического развития. Не случайно, что психология развития используются эмпирические данные, возникшие в рамках других психологических наук, и в частности:
в общей психологии (основные эмпирические методы в психологии, наблюдение и эксперимент, активно используется и в психологии развития);
в социальной психологии (социометрия, вопрос);
в психодиагностике (тесты интеллекта, личностные тесты, тесты специальных способностей);
в дифференциальной психологии (метод близнецов).
Укажем на некоторые особенности использования ряда эмпирических методов в психологии развития.
Метод наблюдения характеризуется систематическим и целенаправленным восприятием и фиксированием психических явлений в определенных условиях. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель вовлечен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Невключенное, внешнее наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. По степени стандартизации (формализации) различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эм-пирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствует о наличии того или иного психологического явления и его характеристиках.
Выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.
При использовании метода наблюдения необходимо придерживаться следующих требований:
должна быть чёткая программа наблюдения с конкретизацией предмета изучения;
все результаты наблюдения должны фиксироваться в соответствующей форме;
нельзя быть «предвзятым» наблюдаемым объектом (если у наблюдателя имеется эмоционально окрашенная установка, она может повлиять на восприятие информации) и др.
Опрос как метод психологии в психологии развития используется в случае, когда необходимо оперативно получить информацию об интересуемом явлении. Однако следует помнить, что при использовании этого метода часто наблюдается т.н. «социальная желательность» (когда индивид отвечает не так, как на самом деле думает, чувствует, а так, чтобы выглядеть «в лучшем свете»).
Эксперимент как психологический метод характеризуется активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс (формирующий эксперимент) либо воздействий независимых факторов (констатирующий эксперимент). Это один из основных методов сбора первичной информации, при котором исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.
В психологии развития также активно используются различные виды тестов. Тесты интеллекта позволяют оценить уровень интеллектуального развития конкретного человека на фоне средних показателей. личностные тесты дают возможность получить информацию о особенностях эмоциональной, волевой, мотивационной сферы человека. Одна из групп личностных тестов, проективные методики, помогают исследовать скрытые, неосознанные психические явления через анализ т.н. «проекций».
Проекция — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.
Для анализа влияния характера межличностных отношений на ход психического развития могут использоваться различные варианты социометрической методики. При этом должны учитываться возраст исследуемых, цель изучения и другие факторы.
Полученную при помощи эмпирических методов информацию часто называют «сырой», указывая тем самым на то, что для того, чтобы делать какие-то выводы о результатах исследования, ее необходимо обработать. Для этого используются методы обработки данных. В рамках психологии развития при обработке данных особое значение имеет анализ различий при «срезах», сделанных в разное время.
Получив информацию с помощью методов сбора первичной информации, часто стоит задача выбора уместных и эффективных методов воздействия на личность или группу. При решении этой задачи важно придерживаться установленных правил и этических норм. Важно помнить, что психологическое воздействие может оказывать только квалифицированный специалист.
Среди многообразия методов психологического воздействия можно выделить следующие виды: метод предъявления моделей, дискуссионный метод, тренинг и др.
Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Метод может быть использован через личный пример руководителя (специалиста), или предъявление в качестве образцов поведения других людей, персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы, сказок, притч, анекдотов и др. Благодаря своей образности и эмоциональной насыщенности они выступают в качестве достаточно сильных средств воздействия. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода состояний. На основе эмоционального заражения возникает подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Внушение – воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им информации.
Дискуссия — обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Существуют определенные правила для проведения эффективных дискуссий (говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказаться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе). Преобладающим механизмом воздействия здесь выступает убеждение – процесс воздействия на суждения собеседника силой логических доказательств.
Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Существуют разные виды тренинга: функциональный (развитие основных психических функций и процессов – памяти, мышления, воли и др.); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг социально-психологической сензитивности и др.); тренинг личностного роста. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика, предоставляется участниками группы друг другу обратная связь.
Использование методов психологического воздействия для содействия личностному развитию человека должно осуществляться с учетом возрастных особенностей. Так, например, если игровые элементы тренинга могут использоваться практически с любыми возрастными группами, то многие рефлексивные упражнения будут не эффективны, если мыслительные процессы не достигли определенного уровня развития.
Тема. Теоретические основы психологии развития
Структура темы:
1. Роль теорий в развитии психологии развития. Понятие теории. Связь теории и методологии. Теоретические основы психологии развития. Теории психического развития как теоретические основы психологии развития. Влияние теорий развития на решение практических задач педагогической деятельности.
2. Краткая характеристика некоторых теорий развития. Влияние фундаментальных психологических теорий (бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, субъектного подхода, деятельностного подхода и др.) на теории развития Характеристика некоторых теорий, существовавших в психологии развития (теория рекапитуляции, теория трехступенчатого развития, нормативный подход, теория конвергенции и противоречия двух факторов). Характеристика эпигенетической концепции Э. Эриксона.
3. Основные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Л.С. Выготский и его роль в развитии психологии. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Представление о закономерностях развития человека в онтогенезе. Идея Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Взаимосвязь обучения, воспитания и психического развития в детском возрасте. Категория «присвоение» в психологии развития. Понятие о высших психических функциях, о знаковых системах, об интериоризации. Представление Л.С. Выготского о развивающем обучении.
4. Содержание теории стадиального развития психики Ж. Пиаже. Основные стадии развития психики по Пиаже (сенсомоторная, дооперациональная, стадия конкретных операций, стадия формальный операций). Влияние развития интеллекта на общее психическое развитие человека.
Краткая расшифровка темы.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.