2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
Основными сферами жизнедеятельности человека в зрелом возрасте является профессиональная деятельность и семья.
Период зрелости — достаточно противоречивый этап жизни. В это время, с одной стороны, человек достигает вершин в социальном плане, а с другой стороны — физическое развитие «идет на спад». Также, существует противоречие между тем, что окружающие люди, с одной стороны, ожидают от человека этого возраста мудрости и глубины понимания жизни, а с другой стороны — косвенно могут указывать на то, что он «отстает от жизни».
Что же происходит с людьми в этом периоде, какие психологические задачи стоят перед ними и как они их решают?
Прежде всего, что происходит в семье, где дети уже вырастают и покидают дом? Можно обратиться к графику развития кризисов в семейных отношениях: его кривая резко начинает ползти вниз после 17-го года совместной жизни супругов. Статистика констатирует возрастание числа разводов у людей, достигших середины возраста – сорока – сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание вторым кризисным периодом, который, по мнению многих исследователей, может продолжаться год или несколько лет.
Согласно психосоциальной концепции развития личности, разработанной Эриксоном, показателем нормального развития личности в зрелом возрасте является развитие потребности и чувства сохранения рода (генеративности). Она включает как творческую и профессиональную продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения, связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Показателями неблагоприятного развития является застой в самых разных областях и скудные межличностные отношения. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь – наполненный смыслом.
В зрелом возрасте человеку необходимо разрешить следующие кризисы (по Р.Пекку):
1. развитие уважения к мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости;
2. социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений;
3. сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанных со смертью близких или с обособлением детей;
4. сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.