3. Физическое и психическое развитие младенца.
Физическое развитие в младенческое возрасте определяется следующими достижениями в развитии: на 1 месяце жизни ребенок поднимает подбородок; в 2 месяца он поднимает грудь; в трехмесячном возрасте ребенок тянется за предметом, но, как правило, промахивается; в 4 месяца младенец сидит с поддержкой взрослых; в 5-6 месяцев ребенок хватает рукой предметы; в 7 месяцев ребенок уже сидит без поддержки; в 8 месяцев ребенок садится без посторонней помощи; на 9 месяце он стоит с поддержкой и ползает на животе; в 10 месяцев младенец ползает, опираясь на руки и колени, ходит, держась двумя руками; в 11 месяцев ребенок стоит без поддержки; на 12 месяце младенец ходит, держась одной рукой.
Рассмотрим, как происходит развитие познавательных процессов в младенческом возрасте.
Развитие ощущения и восприятия. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение; становится возможным прослеживание движущихся предметов; со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов; на 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов; активно развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов). На развитие восприятия влияет разнообразие окружающей ребенка обстановки.
Внимание в младенческом возрасте первоначально выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, в также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствуют зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий. Первым проявлением памяти является узнавание (ребенок узнает лицо матери после 3-4 месяцев), появляется ассоциативная память. Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти. Для мышления характерно развитие сенсорных и двигательных процессов, что является основой для первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. В первом полугодии формируется речевой слух, произносит звуковые сочетания. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них.
Развитие речи включено в общение со взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и в названии предметов и лиц). Развивается инициативное употребление осмысленных слов.
В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуком и с действиями малыша. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимыми взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов.
ТЕМА. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Структура темы.
1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве. Стремление ребенка к самостоятельному выполнению действий как основа ведущей деятельности возраста – предметно-манипулятивной. Наличие достаточных условий для осуществления манипуляций с предметами как основа нормального психического развития ребенка. Формирование «внешнего «Я-сам» и развитие речи как основные новообразования раннего детства.
2. Развитие познавательных процессов в раннем детстве. Влияние на восприятие и мышление ребенка предметно-манипулятивной деятельности. Наглядно-действенный характер мышления ребенка раннего возраста. Активное развитие речи в раннем возрасте (постижение названий предметов, феномен «однословного предложения», переход от указательной к обозначающей функции речи и т.д.). Появление первых форм самосознания ребенка (узнавание себя, называние себя по имени, первичная самооценка).
3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка. Симптомы кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм). Индивидуальные особенности протекания кризиса. Поведение взрослых в ситуациях обострения кризиса.
Краткая расшифровка темы.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.