2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
Теории развития, составляющие теоретическую основу психологии развития, часто возникают на основе базовых положений какой-то фундаментальной психологической теории (или теорий). В этом смысле теории развития являются более частными и связаны с «конкретизацией» тех или иных положений в связи с исследованием какого-то аспекта психического развития. Так, например, теория стадиального развития психики Ж.Пиаже является одним из вариантов конкретизации когнитивного подхода; теория развивающего обучения базируется на идеях культурно-исторической теории и деятельностного подхода и т.д.
Приведем ключевые идеи отдельных теорий развития. При этом следует отметить, что некоторые из рассматриваемых теорий (теория рекапитуляции, теория трехступенчатого развития, нормативный подход, теория конвергенции и противоречия двух факторов) в настоящее время имеют чисто познавательное значение и поэтому мы лишь тезисно отразим их основные идеи. В то же время особый интерес для нас имеют ряд теорий (эпигенетическая теория, культурно-историческая теория, теория стадиального развития психики), положения которых и в настоящее время востребованы как при проведении теоретических исследований, так и при решении практических задач. Их анализу мы уделим большее внимание.
Автор теории рекапитуляции Г.С. Холл обосновывал позицию, согласно которой психическое развитие определяется воздействием генетических факторов. При этом ученый полагал, что если за 9 месяцев зародыш повторяет все стадии развития жизни от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства повторяет всю историю развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Согласно взглядам К. Бюлер (теория трехступенчатого развития) можно выделить три ступени психического развития: инстинкт, формирование навыков, интеллект. Каждая новая ступень позволяет человеку функционировать на более высоком уровне и более успешно решать стоящие задачи. В основе активности человека лежит его стремление получать удовольствие. При этом если на инстинктивной ступени развития человек испытывает наслаждение после действия, то на стадии интеллектуального поведения появляется «предвосхищающее удовольствие». В рамках нормативного подхода (представители А.Л. Гезелл, Л.Термен) также, как и в теории рекапитуляции, определяющее значение в развитии отводится наследственным факторам, однако основное внимание здесь уделяется контролю того, как индивидуальные показатели соотносятся с существующими нормами, стандартами психического развития. Согласно теории конвергенции и противоречия двух факторов (основатель Вильям Штерн) психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции двух этих факторов.
Особый интерес для нас представляет эпигенетическая концепция. Ее автор Эрик Эриксон в своих работах развил многие идеи психоанализа. Он разделял идеи относительно структуры личности, включающей три составляющие (ид, эго, суперэго), а также о предопределенности основных стадий развития личности. В то же время по ряду ключевых моментов взгляды Эриксона значительно отличаются от воззрений З. Фрейда, и в частности им утверждается, что:
* в структуре личности важнейшей составляющей выступает не бессознательное начало (ИД), а сознание (ЭГО), которое позволяет человеку быть осознанно функционирующим субъектом;
* на развитие личности большое влияние оказывает культура, историческая эпоха и социальное окружение;
* развитие личности определяется не только периодом раннего детства (первые 6 лет жизни), на чем настаивал З. Фрейд, но имеет существенную динамику в ходе всей жизни человека;
* качество жизни определяется не столько умением «примирить» инстинкты с социальными нормами, сколько способностью человека в ходе всей жизни решать актуальные задачи развития, которые в каждом возрастном периоде имеют свою специфику.
Таким образом, Э. Эриксон при обосновании своей концепции основывался на рассмотрении личности, с одной стороны, испытывающей воздействие биологических факторов, с а другой — влияние общества. Последнее связано с тем, какие ценности и идеалы существуют в данном социуме, какие социальные требования предъявляются к индивиду. В результате воздействия этих двух групп факторов у человека формируется стержневое образование — психосоциальная идентичность личности.
Психосоциальная идентичность (по Э. Эриксону) — принятие человеком целостного образа своего «Я» в единстве и с учетом многообразных социальных связей. Формирование идентичности связано с включением человека в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и на каждой возрастной стадии имеет свою специфику. Идентичность позволяет личности принимать себя во всем разнообразии отношений с окружающим миром и определяет систему личных ценностей и идеалы человека. Она выступает условием психического здоровья и полноценной жизни человека. Если же у человека наблюдаются сложности с самоопределением (утверждением своего «Я» в различных сферах жизни), у него может возникнуть невроз, ощущение «потери себя». По мнению Э. Эриксона, можно выделить определенные стадии в психосоциальном развитии человека, но об этом подробнее разговор пойдет в рамках другой темы.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.